В Пасхальной агаде мы говорим: «Если бы Святой, благословен Он, не вывел нас оттуда [из Египта], тогда мы, наши дети и дети наших детей до сих пор были бы рабами фараона в Египте».
Рав Авраѓам Пам объясняет: так же, как Творец поместил в головы египтян идею щедро поделиться с евреями своими сокровищами и ценным имуществом, так же в Его власти было вызвать у жестокосердного и упрямого фараона изменения в его сердечных намерениях и побуждениях. Более того, нам известны в истории подобные ситуации: девять веков спустя именно так и произошло, когда, благодаря Всевышнему, евреи вернулись в землю Израиля из Вавилонского пленения.
«Побудил Г-сподь дух Корэша, царя Параса, и объявил он во всем царстве своем»[i] о разрешении евреям вернуться. Почему бы, в таком случае, и фараону не проснуться одним прекрасным утром с новым, доброжелательным отношением к евреям и не заявить, что они вправе покинуть его страну.
Причина, по которой этого не случилось, по словам рава Пама, состоит в следующем:
Чувство благодарности давно стало частью самой природы еврейской души. И поэтому она отторгала любое проявление неблагодарности. Это свойство глубоко укоренилось в еврейской душе, до такой степени, что если бы фараон отпустил евреев по своей собственной воле, то во всех поколениях евреев, от мала до велика, передавалось бы определенное чувство уважения к этому правителю; и так запечатлелась бы историческая традиция: дань уважения. Но ничего подобного не произошло!
Исход евреев из Египта осуществился абсолютно ПРОТИВ воли египетского фараона, и поэтому мы и наши потомки не сохранили в душе никакого чувства благодарности этому жестокому и коварному владыке Египта.
Самая цель Исхода заключалась в том, чтобы
«и Я приму вас к Себе в народ и буду вам Б-гом, и вы узнаете, что Я Г-сподь, Б-г ваш, выведший вас из-под ига Египетского». (Шмот, 6:7).
В тот момент, когда евреи направлялись к горе Синай, готовясь к дарованию Торы, было необходимо, чтобы они чувствовали себя только в одном безраздельном долгу –– перед одним лишь Творцом –– за избавление сыновей Исраэля.
Если бы фараон позволил им уйти по своей собственной воле, евреи всех времен чувствовали бы по отношению к нему некий долг благодарности, и это сказалось бы отрицательно на их отношениях со Всевышним.
Любовь к Всевышнему должна быть абсолютной и безраздельной.
**
Невозможно ждать
Однажды, в ранние годы, рав Аѓарон Котлер пришел за полночь в общежитие ешивы в Лейквуде, Beth Medrash Govoha.
Он разбудил одного из учеников и велел ему собрать миньян ребят. «Приведи их всех в бейт-мидраш, – сказал он. – Мы должны произнести Теѓилим за выздоровление рава Эммануэля Ладермана из Денвера. Он очень болен».
Ученик был в смущении и колебался. «Быть может, рош-ешива может подождать до утра? Мне кажется, мальчики не будут рады, если я разбужу их в такой поздний час».
Рав Аѓарон покачал головой.
– Это срочно! Это долг благодарности. Однажды ночью после войны мы организовали срочный сбор денег ради спасения 1200 евреев из лагеря Терезиенштадт[1].
Я послал телеграммы всем раввинам, умоляя их немедленно выслать деньги. Первый взнос поступил от рава Ладермана – мы получили его в 3 часа ночи! Будет весьма подобающе, если мы отблагодарим его и помолимся без промедления за его скорейшее выздоровление».
Отрывок из книги «Да будет дождь».
Reproduced from «Let there be rain» by Rabbi Shimon Finkelman and Rabbi Zechariah Wallerstein with permission of the copyright holders, ArtScroll / Mesorah Publications, Ltd.
[1] Терезиенштадт – нацистский концентрационный лагерь, располагавшийся на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии, на берегу реки Огрже. Создан в ноябре 1941 года на базе тюрьмы гестапо. За годы войны в этот лагерь попали около 140 тысяч человек (среди них 15 тысяч детей), из которых около 33 тысячи погибли, а 88 тысяч были депортированы в Освенцим/
[i]Эзра1:1