«Уходи от нас, ибо ты стал гораздо сильнее нас».
Берешит (26:16)
Здесь Тора открывает нам, – говорит Хафец Хаим, – откуда исходит ненависть других народов к Израилю. Причина зависти и ненависти в том, что мы «сильнее». Так сказал и фараон – новый царь Египта: «Они больше и сильнее нас».Здесь Авимелех тоже говорит Ицхаку: «Уходи от нас, ибо ты стал гораздо сильнее нас» – мы не можем терпеть тебя, потому что ты сильный.
Эта сила присутствует не только в сердцах великих людей мира, но и в сердце простого еврея. Иногда нам встречается простой еврей, и мы не можем поверить, что такой человек обладает величием. Весь его внешний вид указывает на простоту. Как тут поверить, что он настолько хорошо исполняет заповеди, касающиеся милосердия и проявляет особое внимание по отношению к ближним?
Рав Ицхак Каана рассказывал удивительную историю о раби Ционе Свиде, который жил в поселении Рамат Пинкас рядом с ешивой «Ор Йеуда». Благодаря ему в этом месте была построена великолепная синагога, и были организованы многочисленные уроки по Торе. По сути дела, все вернувшиеся к вере ученики «Ор Йеуда» пришли к Торе благодаря стараниям раби Циона.
Он начал действовать и побуждать к этому других еще когда весь тот район был похож на безжизненную пустыню.
Вот один из примеров, характеризующий его личность, – то, как раздавали чай учащимся на уроках Торы, проводимых уже много лет в «Ор Йеуда».
Раби Цион проходил между учащимися, молодыми и взрослыми, с подносом, на котором стояли десятки стаканов чая, и просил их пить в свое удовольствие, чтобы у них были силы продолжать слушать того, кто выступал с уроком.
Так он выполнял работу по раздаче чая изо дня в день на протяжении многих лет.
Учащиеся очень удивлялись этим стаканам с чаем, но они никогда не осмеливались спрашивать раби Циона о том, почему эти стаканы не были полными – горячий напиток был налит лишь до середины. Даже те, кто испытывал сильную жажду, были вынуждены довольствоваться половиной стакана чая.
Некоторые среди учеников полагали, что раздающий чай слишком скуп. Он делает добро самой раздачей, но всё никак не может освободиться от своей скупости. А кто-то даже высказывался еще более резко.
Как бы то ни было, этот факт не прибавил ему уважения.
Не так давно, – продолжал рав Каана, – я встретил сына раби Циона. Он хотел, чтобы я выслушал его рассказ о своем отце.
«Незадолго до смерти отца случилось так, что он не пришел на урок, и я решил разносить чай вместо него. В этот раз, ясное дело, я наполнил стаканы доверху и поставил их на поднос, собираясь уже идти и раздавать их учащимся. И в этот же момент подоспел мой отец. Смотрит раби Цион на стаканы, а лицо его выражает недовольство. Он подошел к подносу, вылил из каждого стакана половину содержимого и только после этого начал разносить чай. Я тоже, – рассказал сын, – стал недоумевать, почему папа раздает только по половине стакана. Но как и все, я как обычно сдержался и не спросил его об этом. Однако, в этот раз, когда стаканы были уже полными, а он вылил чай, стало ясно, что для этого имеется какая-то важная причина. И я всё-таки решил спросить отца, почему он так поступает, несмотря на то, что это вызывает неуважение учеников».
Ответ раби Циона сыну должен научить нас тому, насколько важен и значим каждый еврей, даже если он выглядит простаком.
Вот что он сказал сыну: «Ты, конечно же, знаком с таким-то и таким-то», – назвал он по имени двух из присутствующих на уроке. Когда сын ответил утвердительно, праведный отец продолжил: «Поскольку руки у этих двух дрожат, я понял, что если принесу учащимся полные стаканы чая, когда они получат свою порцию, возникнет проблема. Горячий чай прольется им на руки, и они обожгутся. Он может пролиться и на одежду, и им будет неловко. Я решил, что вместо того, чтобы они чувствовали неловкость, лучше я устыжусь и буду всем раздавать лишь половину стакана. Всевышний сделал мне чудо сегодня – я успел вовремя и остановил тебя, чтобы ты не пришел к учащимся с полными стаканами…» Таким был этот «простой еврей»