Рассказывают, что один молодой человек хотел учиться, чтобы стать резником (шойхетом). Он знал, что получение сертификата от известного раввина может быть его пропуском для успешной карьеры. К сожалению, этот молодой человек не отличался утонченными чертами характера. Он отправился на поезде в город Салант. В купе сидел пожилой, просто одетый мужчина, который изучал книгу. Через некоторое время молодой человек попросил пожилого еврея закрыть окно, так как проникающий снаружи холодный воздух мешал ему. Несмотря на то, что молодой человек был способен сделать это и сам, пожилой джентльмен встал, закрыл окно и вернулся к своей книге.
Через несколько минут молодой человек во второй раз обратился к пожилому господину. Теперь в купе было слишком душно: не может ли он снова открыть окно? Не сказав ни слова, пожилой мужчина встал и снова открыл окно.
На протяжении всего путешествия юноша беспокоил пожилого джентльмена своими назойливыми просьбами, причиняя беспокойство и, при этом, пренебрежительно обращаясь к нему. Когда они достигли места назначения, толпа людей теснилась на перроне. Все евреи города ждали, когда поезд прибудет на вокзал.
Выйдя, молодой человек спросил у ожидавших, кого они ждут, и ему ответили, что их любимый раввин Исраэль Салантер возвращается на этом поезде из поездки в Париж — куда он путешествовал, чтобы поддержать еврейскую общину Франции. К своему великому удивлению, он увидел, что пожилой джентльмен, которому он неоднократно причинял неудобства, был не кем иным, как великим раввином Исраэлем Салантером — тем самым, кого он хотел попросить о сертификации!
В течение нескольких дней, будучи слишком смущенным из-за произошедшего, он не мог решиться выйти из своего общежития на улицу. Но потом он подумал про себя: «Раввин известен как святой человек. Если я проделал весь этот путь, то я должен, по крайней мере, подойти к нему и выяснить, согласится ли он выдать мне сертификат, несмотря на мое поведение». Когда он вошел в кабинет раввина, то слезы потекли из его глаз, он извинился за произошедшее. «Я не знал, что Вы уважаемый раввин…», — сказал он.
«Тогда знай», — ответил раввин Исраэль Салантер, — я уже простил тебя. Но ты, со своей стороны, должен позаботиться о том, чтобы поработать над свойствами своего характера. Кроме этого, чем я могу тебе еще помочь?»
«Да!» — со страхом ответил он. «Я проделал весь этот путь, чтобы попросить у Вас свидетельство, чтобы я мог работать шойхетом«.
«Отлично! Я проэкзаменую тебя прямо сейчас». Раввину не потребовалось много времени, чтобы понять, что молодой человек был полным невеждой, и ничего не знал о шхите.
Раввин обратился к местному знатоку Торы и попросил его обучить молодого человека. Затем он позаботился о том, чтобы молодой человек принимал участие в лекциях по Мусару, (еврейская этика), которые он читал. Это должно было помочь исправить черты его характера. Одновременно юноша учился, чтобы получить желаемый сертификат.
Раввина Исраэля спросили, почему он просто не отправил молодого человека обратно, в тот момент, когда понял, что он совершенно не подготовлен для этой работы? «Именно из-за того, что произошло между нами, я хотел быть уверенным, что не питаю к нему никакой внутренней неприязни, и что я полностью свободен от предвзятого мнения. Вот почему я сделал для него больше, чем сделал бы для других!»
Здесь мы видим, насколько велико было старание мудрецов прежних поколений, чтобы освободиться от малейших недостатков характера.
На русский язык текст перевела Алла Голдберг.
Ссылка на оригинал: https://www.hidabroot.com/the—character—work—of—torah—sages—three—powerful—stories/