Рабби Ханина, помощник первосвященника, говорит:
«Молись о благополучии верховной власти; ведь если бы не страх перед ней, люди бы живьем проглатывали друг друга».
(Пиркей Авот, перек 3, мишна 2).
Несмотря на то, что в иудаизме подчеркивается самоконтроль и личный духовный рост, в то же время рав Ханина делает наблюдение, что для среднестатистического человека необходим контроль полиции для поддержания общественного порядка.
Раз сдерживающие силы правительства жизненно важны для обеспечения спокойствия в стране, нам нужно молиться за благополучие страны, в которой мы живем. Пророк Ирмияг̃у, который был свидетелем ужасов войны во время разрушения Иерусалима, пишет:
«И просите мира (для) того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду, ибо при его благополучии и вы будете благополучны». (Ирмияг̃у, 29:7)
Иными словами, единственная правильная линия поведения для еврея – молиться за государство, в котором он живет. Талмуд утверждает, что Всевышний заставил евреев дать клятву, что они никогда не поднимут вооруженного восстания против народов, среди которых они живут. («Ктубот», 111а). Также с точки зрения еврейского закона законы государства, которые не противоречат законам Торы, обязаны выполняться.
Рассказывают про Хафец Хаима, как однажды его навестил государственный чиновник. Как и следовало ожидать, он застал мудреца погруженным в изучение Торы. Рядом с книгой на столе стояла тарелка, на которой лежали десять разорванных почтовых марок. Для чиновника это было ужасным оскорблением. Глумиться над портретом царя! Не иначе, этот мудрец насмехался над монархом и страной! Посетитель потребовал объяснения.
Хафец Хаим поведал ему, что недавно передал десять писем, адресованных его друзьям в соседнем городе, с путешественником, который как раз ехал этим путем. Таким образом, письма были доставлены быстрее, чем это сделала бы государственная почта. Однако мудрец счёл нужным приобрести десять почтовых марок и разорвать их, чтобы отдать государству деньги, которые он бы заплатил, если бы воспользовался почтовой службой.
Чиновник был поражен. Он воскликнул: «Если так поступают евреи, их присутствие в стране – благословение».
Пророк Хавакук пишет:
«(Слишком) чисты глаза Твои, чтобы видеть зло, и смотреть на беззаконие не можешь Ты. Зачем смотришь Ты на изменников молча, когда грешник истребляет (того, кто) праведнее его? И сделал Ты человека подобным рыбам морским, подобным пресмыкающимся, (у которых) нет властителя». (Хавакук, 1:13-14)
Слово «истребляет» в данном контексте переводится с иврита как «проглатывает» – בְּבַלַּע. Поэтому и рав Ханина пишет, что «люди бы живьем проглатывали друг друга».
Человек действительно подобен рыбам в том, что в отличие от других видов животных, рыбы поглощают друг друга. Собаки не едят собак, а лисы не едят лисиц. Человек даже хуже рыбы, ведь рыбы питаются только другими рыбами, которые меньше их, а человек разевает пасть и на тех, кто равен ему или даже больше.
Слово, которое употребляет рав Ханина, говоря «люди», звучит как «иш», то есть цивилизованный, интеллигентный человек, в отличие от «адам». Этим он подчеркивает, что неважно, умен и образован ли человек, в подходящих обстоятельствах он опустится до зверя, который проглотит ближнего.
Заглатывать живьем – не самый приятный вид поглощения пищи. Вкусовые рецепторы не получают возможности насладиться трапезой. Таким образом, мудрец подчеркивает, что люди могут уничтожать других даже без видимой для них выгоды.
Яркий пример истинности этого высказывания – трагедия Холокоста. Здесь проявились все детали, приведенные выше. Кто бы мог поверить, что самая цивилизованная нация того времени опустится до массового уничтожения людей? Более того, не видно никакой выгоды, которая была бы для них в уничтожении евреев, – ведь евреи внесли большой вклад в развитие страны и являлись одними из самых преданных ее граждан!
Природа человека парадоксальна. С одной стороны, он социальное существо, зависимое от общества, с другой – изнутри его разъедают чувства зависти, эгоизм, желание почета и возвышения над другими.
Евреи должны молиться за благополучие своей страны, за ее экономическое процветание и мир с другими странами. Нарушение любого из этих условий может привести к падению общества до животного уровня и хаосу насилия, которому не дай Б-г стать нам свидетелями!
Как сказал А.С. Пушкин, «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Это относится и к любому другому народу, доведенному до кровопролития неблагополучным состоянием своей страны.
По мотивам комментария р. Ирвинга Бунима на «Пиркей Авот», опубликованного в книге «Этика с Синая».