Одна из самых популярных теорий относительно того, с чем связано направление письма справа налево, состоит в том, что в древние времена, желая высечь слова на каменной табличке, резчик держал молоток в более сильной руке, которой обычно является правая, а долото — в более слабой, то есть в левой. Таким образом было гораздо проще писать слова справа налево.
Позже, при выведении текста на глине или нанесении чернил на пергамент, писцы стали вести строчку слева направо — чтобы не размазать уже написанное. Однако к тому времени иврит и другие языки семитской группы уже, образно говоря, были «высечены в камне», поэтому продолжали использовать свою традицию написания справа налево.
На первый взгляд, вроде бы все логично.
Но, даже не углубляясь в анализ этого ответа, мы знаем, что, когда евреи были еще только что образовавшимся народом, Моше Рабейну уже записывал Тору, используя чернила и пергамент,1 и направление свитка Торы было справа налево.
Стало быть очевидно существование не только технических причин для такой особенности ивритской письменности и в приоритете далеко не только они.
Правая сторона и ее суть
Рабби Цемах Цедек объясняет, что направление письма справа налево соответствует общей тенденции в иудаизме, согласно которой заметное предпочтение правой стороне отдается в разных ситуациях.
Например, Шулхан Арух учит нас надевать обувь именно с правой ноги2 и омывать сначала правую руку.3
Аналогично, написав первую букву в крайнем правом углу пергамента (страницы), мы переходим к следующему доступному месту с правой стороны, которое находится непосредственно слева от написанной только что буквы. Так и получается, что пишем мы справа налево.4
При этом он добавляет: хотя есть еще одно правило Талмуда, которое гласит, что «все повороты, которые вы делаете, должны быть только в правую сторону»5 (судя по всему, это могло бы подразумевать, что мы все же должны писать слева направо, то есть двигаясь в правую сторону), это применимо только тогда, когда для совершения какого-то действия необходимо полноценно повернуть все свое тело. Соответственно, письмо к этой категории действий не относится.6
Так все же почему в иудаизме отдается предпочтение правой стороне? В чем глубинный смысл этой идеи?
Согласно учению Каббалы, правая сторона тела человека представляет собой Божественный атрибут хесед (доброта, милосердие, щедрость), а левая — атрибут гвура (строгость, суд, ограничение).
Существует общее правило, согласно которому в еврейской жизни, в ситуациях, когда необходимо выбирать между добротой и строгостью, в большинстве случаев следует отдать предпочтение доброте. Аналогично решается вопрос и в отношении приоритета правой стороны перед левой.
Сноски
- Например, Дварим, 17:18, 28:58, 28:61, 29:20, 31:24; См. также Талмуд, Бава Батра, 15а.
- Талмуд, Шабат, 61а.
- Шулхан Арух, Орах Хаим, 2:4.
- Респонса Цемаха Цедека, Орах Хаим, 1:67:5.
- Талмуд, Сота, 15б.
- Есть и другие мудрецы, (см. Респонса Хатам Софера, Орах Хаим, 187), которые считают, что это правило относится не только к повороту всего тела, но даже к движениям руки. Однако, основываясь на этом мнении, мы продолжаем задаваться вопросом, почему свиток Торы написан слева направо. (См. Левуш на Орах Хаим, 676.)
Хатам Софер объясняет: не следует обращать внимание на каждую отдельную строку. Скорее, следует смотреть на всю Тору в целом. Переписчик Торы (софер) по возможности старается уложить слова предложения в строку, не перенося их. Но, если все же необходимо перенести несколько слов предложения на новую строчку, он как бы заканчивает стих с правой стороны листа. И фактически получается, что мы начинаем писать Тору с правой стороны, постепенно двигаясь к концу, который так же находится справа.