Волнения, бунты, беспорядки. Наши отцы подвергли Вс-вышнего десяти испытаниям, «потому что не верили в Б-га и не надеялись на Его избавление» (Теилим, 78:22). Не то что бы не верили и не надеялись — недостаточно верили и надеялись для своего уровня, абсолютно непостижимого для нас.
По поводу надежды есть важнейшее правило, которому нас учит Хазон Иш. Люди думают, что уверенность во Вс-вышнем — этот уверенность в том, что все будет хорошо. Если существует два возможных сценария развития событий — обязательно произойдет наилучший. Ведь Б-г любит нас! По другому быть не может! Иначе зачем вообще на Него полагаться? — вопрошает преисполненный праведной веры еврей. А если ты можешь допустить наихудший сценарий — ты не веришь!
Это полная противоположность настоящему битахону, уверенности в Б-ге. Может стать хорошо и может стать плохо. Успех возможен наравне с провалом. Можно заработать и можно потерять. Можно выздороветь, можно не выздороветь. Там, за углом, каждого из нас ждет целый букет возможных событий, и как они будут развиваться, не всегда зависит от нас.
Что же такое битахон? Уверенность: что бы ни произошло — не случайно. Любой вариант, любое событие — напрямую от Вс-вышнего. То, что кажется нам хорошим и то, что кажется нам плохим. А если то, что в конце концов произошло, исходит от Него — значит, этот вариант по определению не может быть плохим. Так только может казаться нам.
Возможно все. Никто нет обещал, что будет легко. Что будет безоблачно и хорошо. Главное — верить, что наше видение «хорошо» необязательно ни для нас, ни для Б-га.
Бейс аЛейви объясняет, почему с нашими предками часто случались открытые чудеса, чего нельзя сказать о нас. В старые времена, когда с человеком случалось чудо, это совершенно не меняло его отношения ко Вс-вышнему. Люди жили тем, что каждая секунда жизни, каждый вдох — подарок Б-га. И чудо тоже подарок — зачем же волноваться?
Мы часто забываем о Нем. Чудо основательно встряхнет нас, напомнит, что Вселенная простирается немного дальше, чем мы видим. Поэтому открытое чудо было бы нечестной игрой, лишающей свободы выбора. Наши предки жили спокойно и уверенно, мы живем напряженно и дерганно.
Такова концепция уверенности в Б-ге по Хазон Ишу. Настоящая уверенность во Вс-вышнем помогает нам раздвинуть границы, увидеть новые горизонты — и успокоиться.
Ведь в мире нет случайностей.
Шабат шалом!
Рав Элиэзер Райхман