Зачем так много детей ортодоксальным евреям?
Далеко не все решения в нашей жизни могут сравниться по важности с тем, чтобы решиться родить еще одного ребенка. Ни для кого не секрет, что еврейская традиция поощряет рождение большого количества детей в семье и религиозные евреи обычно стараются следовать этому порядку.
Интересно, что фактически, согласно еврейскому закону, алахе, еврейская пара считается уже исполнившей заповедь плодиться и размножаться, если у них родились один мальчик и одна девочка. Известно, что рождение по одному представителю каждого пола — это достаточный минимум, поскольку он обеспечивает выживание рода и наличие наследника. Однако семья из четырех человек — это не то, какой представляется типичная ортодоксальная еврейская семья. На самом деле мы стараемся рожать как можно больше детей.
Но зачем? Что заставляет еврейских родителей создавать большие семьи? Огромная любовь к детям? Желание восстановить численность населения после Холокоста? Некоторая врожденная привязанность к минивэнам Honda и Toyota?
Глубокий и фундаментальный ответ на этот вопрос касается самых основ иудаизма и его взгляда на человека. Как и в том, что касается большинства аспектов еврейской жизни, Маймонид (Рамбам, рабби Моше бен Маймон, выдающийся авторитет в сфере еврейского закона) говорит по этому поводу предельно точно и ясно:
«Хотя человек уже и выполнил заповедь Торы плодиться и размножаться, он все еще должен следовать завету мудрецов, которые сказали не воздерживаться от произведения потомства, пока человек физически силен, потому что любому, кто приводит в мир еврейскую душу, это засчитывается в заслугу, как если бы он построил целый мир».(1)
Целый мир. Эти слова хорошо нам знакомы, но что они означают?
Детям требуется огромное количество внимания и прочих ресурсов со стороны родителей, и мысли о том, чтобы завести еще одного ребенка, сводятся, в том числе, и к тому, что появление этого дополнительного человека должно, ну… как-то себя оправдывать. Разумеется, это звучит ужасно прагматично, тут не поспоришь, но давайте посмотрим правде в глаза: это правда.
Позиция иудаизма, согласно Маймониду, заключается в том, что рождение ребенка эквивалентно созданию целого мира, т.е. каждый появляющийся на этот свет ребенок имеет бесконечную внутреннюю ценность.
Бог задумал этот мир как самое важное место Своего пребывания и откровения. Духовные миры не являются Его основным домом. Всевышний хочет быть здесь, с нами, с физическими, живыми людьми.
Мы наполняем окружающий нас мир Божественностью, изучая Тору и исполняя заповеди. Конечная цель творения будет реализована с приходом Машиаха, когда в результате наших совокупных усилий Бог будет полностью раскрыт и ощутим в этом материальном мире.
Каждый человек играет важную уникальную роль в достижении великой цели творения. Ни один из нас не может в этом заменить другого. Получается, что Окончательное Искупление начнется только тогда, когда каждая душа спустится на эту землю, чтобы выполнить свою миссию.(2) Поэтому каждая жизнь уже считается целым миром: глобальная цель всего нашего мира зависит от самого факта существования каждого отдельного человека.
Но это еще не все. Тора говорит нам, что Бог испытывает по отношению к нам совершенно особенную любовь, являющуюся частью его сущности, и эта любовь выходит за рамки наших действий. Его связь с нами говорит о том, кто мы есть. Другими словами, каждая следующая душа, приходящая в этот мир, оценивается не только с точки зрения будущей цели и необходимости появления на свет, не только рациональными причинами, которыми мы руководствуемся, но исключительно со стороны своей бесконечной внутренней ценности.
Это относится к человечеству в целом. Тора подчеркивает, что каждый из нас создан «по образу и подобию Бога». Однако следует понимать, что идея этого в том, что каждый человек в самой ткани своего существа имеет элемент Божественности, поэтому человеческая жизнь изначально священна, а ее ценность не подлежит обсуждению.
Когда еврейский народ вышел из египетского рабства, Бог назвал нас Своим «Ам Сгула» — «Избранным Народом».(3) Одно из буквальных значений слова «сгула» — «драгоценность, сокровище». Комментируя стих Торы, где Всевышний так к нам обращается, Раши(4) объясняет, что использованный в тексте термин «сокровище» подразумевает «вид дорогих сосудов и драгоценных камней, которые хранятся в царской сокровищнице».
Что это значит?
Демонстрация царских драгоценностей происходит для того, чтобы в очередной раз подтвердить величие царя и его славу — это необходимый атрибут, выделяющий правителя из среды остального народа. Но в то же время есть такие сокровища, которые на всеобщее обозрение не выставляются. И это то, что особенно дорого царю и нужно не для выполнения какой-то функции, а имеет для него большую внутреннюю ценность и, возможно, даже представляет собой некую самоцель. Мы, еврейский народ, и есть такое личное сокровище для Бога. Мы не просто средство, с помощью которого достигается Его заветная цель, но мы и есть сама эта цель.
С еврейской точки зрения, рождение ребенка — это начало и конец всему, абсолютно всему, что было до этого момента.
Безусловно, существуют определенные соображения в отношении здоровья потенциальных родителей и финансового благополучия, которые, согласно еврейскому закону, имеют большое значение в вопросе рождения еще и других детей в семье. Еврейские пары должны отдавать себе отчет, в какой ситуации они находятся, и действовать ответственно. Эти соображения в первую очередь касаются их физического и психического здоровья, как, впрочем, и способности должным образом позаботиться о детях, которые уже родились.
У еврейских пар был проверенный временем обычай находиться поддерживать постоянную связь с хорошим раввином, который близок семье и достаточно образован с точки зрения еврейского права. Объединившись с таким человеком, пара сможет следовать максимально правильному и мудрому пути в том, что касается рождения детей.
Тем не менее, все же основная позиция иудаизма остается прежней: хотя существует множество абсолютно законных исключений в отношении того, сколько детей должно быть в семье, но все же они всегда будут оставаться именно исключениями, а не правилом. «Любому, кто приводит в мир еврейскую душу, это засчитывается в заслугу, как если бы он построил целый мир».(5)
Сноски
- Маймонид, Хилхот Ишут, 15:16.
- Нида, 13б.
- Дварим, 14:2, 26:18.
- Комментарий Раши на Шмот, 19:5.
- Маймонид, там же.