В стихах Писания и в словах Мудрецов можно найти много указаний на различные причины страданий и тягот в этом мире, но, как уже было сказано, нам не дано знать ничего о каждом конкретном случае. Перед вами частичный список различных обстоятельств, которые могут послужить причиной страданий человека в этом мире:
— Очистить человека от грехов, совершенных в настоящем воплощении.
— Очистить человека от грехов, совершенных в предыдущих воплощениях.
— Потрясти человека, вывести его из каждодневной суеты и пробудить в нем новый взгляд на жизнь, чтобы в результате он совершил своё духовное восхождение к Творцу.
— Есть страдания, которые приходят к человеку в заслугу добрых дел и заменяют собой намного большие страдания, которые ему суждено было пережить.
Известен рассказ о женщине, которой во время родов свыше был вынесен приговор — умереть молодой. Она и её муж посвящали много времени и сил благотворительности. Заслуги женщины и её мужа смягчили приговор Небес. К ним был послан пророк Элияу, чтобы испытать их ещё раз. Выдержав это испытание с честью, они удостоились того, что вместо женщины умерла их корова. Эта тяжёлая потеря после столь самоотверженного выполнения заповеди была особенно горька для них, ведь корова была единственным источником пропитания для всей большой семьи. Они так и не узнали, что смерть коровы была для них спасением, которого они удостоились в заслугу исполненной заповеди.
— Временный убыток может оказаться условием и началом нового экономического взлёта.
— Страдания праведника, которые искупают грехи поколения. Народ Израиля – как единый организм. Праведник, принявший на себя муки за всё поколение, смягчает строгость Небесного Суда и облегчает тем самым Небесный приговор, вынесенный его народу. Награда праведника при этом будет беспредельно велика, поскольку множество людей спасено от смерти и тяжких мук в его заслугу. Поэтому для праведника страдания – благо.
Об этом уже сказано: «Скрытое – Г-споду, Б-гу нашему». Рабейну Бехайей, в своей книге «Обязанности сердец» писал, что этот стих означает следующее: не дано человеку проникнуть в истинную суть происходящих событий, однако его разуму доступна мысль о предрешённости всего. Он в состоянии поверить и понять, что всё, что происходит, – к лучшему. Так учат Мудрецы Талмуда: «Пусть человек приучит себя и говорить, и думать: «Всё, что Всемилостивый делает, – во имя блага и добра».
Для того, чтобы чувства и разум человека прониклись справедливостью выпавшей ему доли, прежде всего ему необходимо проверить, достаточно ли личных усилий он приложил во всех областях и сферах своего земного бытия для решения своих проблем и преодоления своих трудностей.
«Всё, что Всемилостивый делает, – во имя блага и добра»
Например, в случае болезни — обратился ли он своевременно за медицинской помощью; в случае неудачи в создании семьи — предпринял ли он усилия в поисках своей второй половины или пассивно ожидал, что его семейная жизнь устроится сама собой; в случае финансовых трудностей — искал ли он пути решения…
Одним словом, принимал ли он деятельное участие в естественном ходе событий или, не ударив палец о палец, смиренно полагался на милость Небес. Если же активная жизненная позиция и разумный личный вклад в преодоление жизненных трудностей не помогли в решении проблем – остаётся человеку принять все тяготы и беды, которые ему не удалось ни предотвратить, ни преодолеть, принять всем сердцем как судьбу, как предписание Небес, как свой удел и назначение…
А значит, все факторы, события и обстоятельства, которые упрямо и неумолимо преследуют его, имеют высшую незыблемую цель – принести ему спасение и искупление, благо и добро.
Продолжение: Правила душевного здоровья. Возможные причины страданий. Часть вторая.