Неужели Пурим священнее Йом Кипура? Этому не учат в еврейских школах!
Талмуд учит, что каждый шабат и еврейский праздник — «наполовину духовный, наполовину физический». Мы проводим часть дня, молясь в синагоге (духовная сторона), а в остальное время — готовим вкусную трапезу, едим отличную еду и отдыхаем дома (физическая сторона).
Правда и то, что истинную духовность невозможно достичь с помощью медитации в одиночестве, на лоне природы, или обетом воздержания и пострига в далёких монастырях. Еврейская духовность — это уникальное и прочное сцепление земной обыденности и тонкой духовности таким образом, что этот симбиоз возвышается до уровня небес. Вот почему ешивы всегда находятся вблизи города и недалеко от суматохи предпринимательской деятельности.
Еврейское сознание говорит: не чуждайся жизни, но возвышай её. В пятницу вечером мы поднимаем бокал вина, чтобы совершить кидуш и освятить шабат. Духовность, говорит иудаизм, распространяется отовсюду: от царских приёмных до спальных комнат.
Больше, чем Йом Кипур
Первое исключение из этого правила — Йом Кипур. В нём духовны обе составляющие: мы целый день молимся в синагоге, не едим и даже не носим кожаную обувь; супружеская близость запрещена.
Второе исключение — Пурим. В нём обе составляющие обладают физической стороной: мы торжественно отмечаем праздник, ходим к друзьям, переодеваемся в различные костюмы и пьём сверх меры.
Виленский Гаон (XVIII в, Литва) объясняет, что слово «пурим» мы находим в названии Судного дня, Йом Кипур — йом аки-Пурим, что означает «день, похожий на Пурим». В Йом Кипур мы достигаем цели с помощью духовности, а в Пурим — через материальность. Эти праздники — две стороны одной медали, две противоположности одного и того же дня.
Интересное наблюдение: в каждый из этих дней мы видим взаимное проникновение полуфизического и полудуховного миров. В Йом Кипур мы готовимся к посту за день, а в Пурим — к торжеству (Таанит Эстер) также за день.
На первый взгляд, кажется, что Йом Кипур главнее Пурима, потому что в Йом Кипур, во время молитвы, легче достичь высоты духовности, ибо мы сосредоточены только на высоком: у нас нет времени на запрещённые дела, например, на излишнюю болтовню или обиды по разным бытовым поводам. Во время поста душа господствует над телом.
Однако в Пурим, когда в крови бродит алкоголь, намного труднее сохранить человеческий облик и достоинство. Рабби Элияѓу Ки-Тов пишет: «Существуют два вида освящения тела — при помощи изнурения и поста и при помощи радости и наслаждения. Естественно, второй путь угоднее Всевышнему — ведь достигаемая таким образом святость столь высока, что охватывает и физические радости!»
Цель Пурима — велика. Вот почему, для сравнения, Йом аки-Пурим — это лишь «день, похожий на Пурим».
Ган Эден
Еврейская мысль учит: единственными людьми, которые могли видеть мир в совершенстве, были Адам и Хава, жившие в Ган Эден. Однако они оступились, съев плод от дерева Познания добра и зла, то есть им открылся мир иллюзий, в котором зло скрылось под маской кажущегося всеобъемлющего добра.
В Пурим, когда в состоянии опьянения нам трудно отличить добро от зла, мы фактически перестраиваем нашу перспективу, познавая в Трансцендентности источник всей физической реальности, и, тем самым, распознавая ее скрытое совершенство. Вот почему Пурим в своей высшей точке — это вкус Эдена.
Потенциал духовного подъёма в Пурим — невероятно велик. Коль скоро мы пьём в компании и веселимся с друзьями, давайте помнить об этом и, не теряя способности взлетать над физическим и реальным миром, не утратить почвы под ногами.