Унижающий другого и непочтительный к отцу
Вопрос: Как возможно такое, что один человек унижает другого и нарушает заповедь уважать отца и мать?
Ответ: Хафец Хаим (к Торе, гл. Итро) в комментарии к фразе «Почитай отца и мать своих» написал, что уважение к родителям – это также уважение к тем, кого уважают родители. И если человек позорит тех, кого уважают его родители, это засчитается и как позор им самим.
Поэтому, если ребенок унижает тех, кого уважают его родители, он словно позорит родителей, нарушая заповедь их уважать. Исключение – если речь идет о злодее, нарушающем слова Торы. Тогда Тора заповедует протестовать и позорить его.
Хватающий заповедь уважения к родителям
Вопрос: Когда отец просит у своего сына Реувена принести кое-что, но его брат Шимон пошел и принес первым, считается ли, что Шимон выполнил заповедь уважения к отцу?
Ответ: Когда отец просит у конкретного сына принести вещь, он хочет, чтобы это сделал именно этот сын. Если это делает другой, он не исполняет заповедь, ибо не в этом состояла воля отца (см. Бен Иш Хай, Шней Элияу, ч. 1, стр. 6).
Вставать перед родителями посреди Биркат а-Мазон
Вопрос: Сын произносит благословение после еды, а один из родителей входит в дом. Нужно ли вставать перед ним?
Ответ: У благословения после еды тот же закон, что и у молитвы Шмоне-Эсре (см. Орах Хаим 183:8) – запрещено прерываться, чтобы приветствовать из-за страха или из-за почтения.
Поэтому сыну запрещено прерываться посреди Биркат а-Мазон, чтобы встать перед родителями. Мудрецы устрожили, говоря, что благословлять нужно на одном месте, как и в молитве (см. Мишна Брура, п. 30).
Одевать перчатки, ухаживая за отцом
Вопрос: Можно ли сыну, который моет, одевает и кормит отца, одеть на руки перчатки? Или в этом есть неуважение?
Ответ: Если перчатки нужны, чтобы защитить себя или отца от загрязнения, — можно.
Но если нет такой опасности, пусть сын кормит отца с любовью и без перчаток. Пусть радуется тому, что пачкается, выполняя заповедь. То же самое, когда моет и одевает его. См Гмару (Псахим 57 а) о коэне, который оскорбил Имя Небес, служа в храме в перчатках.
Почтить дедушку или праведника, сделав сандаком
Вопрос: У человека родился сын, и он хочет почтить дедушку, пригласив его стать сандаком. Но жена утверждает, что дедушка – простой человек, и лучше пригласить праведника и мудреца (см. Рама, Йоре Деа 264:1). Кого же пригласить?
Ответ: Человек должен быть признательным тому, кто сделал ему добро. Поэтому, если дедушка соблюдает заповеди, нужно почтить его в этом вопросе. Этим человек отплачивает ему за все добро. Здесь нет никакого плохого влияния на младенца, так как отец исполняет заповедь благодарности своему отцу (дедушке младенца), и для ребенка это заслуга.
Посторожить брата, чтобы мать смогла услышать шофар
Вопрос: Девочка, достигшая возраста исполнения заповедей, услышала, что ее мать очень хочет пойти в синагогу послушать шофар. Она сомневается, как поступить: сказать ли маме, что она согласна остаться дома посторожить маленьких детей, или самой пойти в синагогу.
Ответ: Человек должен заботиться о своей душе в вопросах заповедей. «Твоя жизнь – прежде всего» (см. Шаарей Тшува, 482, 658). Но поскольку трубление в шофар – это заповедь, диктуемая временем, от которой женщины свободны, тогда как уважение к родителям для них обязательно, лучше отказаться от шофара и выполнить заповедь почтения к родителям – несмотря на то, что мать не просила об этом прямым текстом.
Отказаться от молитвы в общине, чтобы покормить отца
Вопрос: Отец болеет и находится в доме престарелых. Его нужно кормить в Йом Кипурим, давая ему минимальный объем пищи. Должен ли сын отказаться от молитвы в общине, чтобы покормить отца?
Ответ: Сыну заповедано отказаться от молитвы в общине в Йом Кипурим и отправиться кормить отца. Ведь на сына возложено кормить родителей (Шулхан Арух, Йоре Деа 240:4). Этим он также исполняет заповедь, спасая отца от обычной еды, поскольку в доме престарелых никто не станет отмерять минимум пищи.
Кому трубить в шофар – матери или другу
Вопрос: Мать просит сына прийти в Рош а-Шана к ней домой и протрубить в шофар. Также и больной друг, лежащий в постели, просит об этом. Но сын не может успеть к обоим. К кому пойти?
Ответ: Если мать очень хочет, пусть сын идет к ней, хотя она и освобождена от этой заповеди. Сын должен давать родителям все, что им нужно, согласно закону «кормить и поить» (Шулхан Арух, Йоре Деа 240:4). Но если друг попросил раньше матери, нужно идти к другу, поскольку сын уже обязался перед ним. Занимающийся заповедью свободен от другой заповеди.
Просить прощения у родителей накануне Йом Кипурим
Вопрос: Нужно ли сыну накануне Йом Кипурим ехать к родителям, живущим загородом, чтобы просить у них прощения?
Ответ: Бен Иш Хай (Шана Ришона, гл. Ваелех, п. 6) написал, что прежде, чем идти в синагогу накануне Йом Кипурим, нужно попросить прощения у родителей. Это важная обязанность для каждого человека. Кто этого не делает, грешит и пренебрегает уважением к родителям.
По-видимому, сыну не нужно ехать загород для этого. Родители понимают и прощают, когда ему трудно приехать. Но если он живет с ними в одном городе, нужно прийти и попросить прощения.