Это будет учением о прокаженном в день очищения его… (ВаИкра, 14:2)
Есть люди, которые привыкли давать «рациональное» объяснение заповедям. По их утверждению, все законы Торы не более, чем гигиенические и медицинские советы для здоровой жизни.
Также и законы о проказе они объясняют как медицинские советы и гигиенические установления для борьбы с заразными болезнями. Тора, по их мнению, повелевает поражённым проказой подвергнуться карантину, а коэны — это медики или врачи, которые призваны излечить эти недуги.
Однако же рав Рафаэль Шимшон Гирш в своём комментарии на недельную главу утверждает, что «ни одна часть Б-жественного Закона не может служить столь действенно для развенчания иллюзии относительно «гигиенических целей Моисеева законодательства», как эта глава, которая имеет дело с צרעת («признаками» проказы или «поражениями»)».
На это он приводит множество доводов. Так, к примеру, существует закон, что, если «проказа» покрыла все тело человека, «с головы до ног» (стихи 12 и 13), он становится чистым. Также Тора не требует рассмотрения тех частей тела, которые непосредственно видны глазу коэна. Какой смысл есть в этом законе с точке зрения санитарных правил? «Прокажённый» должен был изгоняться только из тех городов, которые были окружены стенами к тому времени, когда израэлиты впервые овладели страной (даже если эти стены были позднее разрушены). «Прокажённому» позволялось свободно передвигаться по открытой местности и во всех тех городках и городах, которые не имели стен или вокруг которых стены были возведены после пришествия евреев. Почему в этих местах не существовало карантина для защиты людей от инфекции, которая, как предполагается, распространяется «прокажёнными»?
Пишет рав Гирш: «Эти и подобные соображения делают совершенно невероятным предположение о том, что эта глава занимается правилами гигиены или профилактическими мерами против болезни или что мы должны рассматривать наших коэнов (которых, кстати говоря, мы нигде в этой главе не видим раздающими лекарства или производящими другие процедуры) как государственных служащих национального «министерства здравоохранения». Поэтому необходимо категорически отвергнуть как чистый и незатейливый миф любое толкование законов о признаках проказы в духе «санитарных правил»».
И он заключает: «Если мы взглянем на законы о признаках проказы в целом, мы увидим в них самый замечательный институт самого непосредственного Б-жественного Провидения, которое наблюдает за каждым и воспитывает каждого. Мы видим, как в еврейском государстве, основанном на Б-жественном Законе, антиобщественные проступки выявляются для того, чтобы быть наказанными и исправленными. В других (социальных) системах такие грехи, как высокомерие, фальшь, жадность и клевета неподсудны человеческому трибуналу, но в еврейском государстве, управляемом Б-жественным Законом, Сам Б-г выступает обвинителем и свидетелем обвинения. Так комментирует Торат коаним (Ваикра 14:35): «Придет владелец дома и известит коэна, сказав. (Что значит) сказав? Коэн скажет ему слова порицания: Сын мой, следы проказы появились лишь в результате таких грехов, как злые сплетни и т.д.»