Порядок Рош аШана, который выпал на шабат
До наступления Шабата следует зажечь свечу, которая будет гореть на протяжении всего праздника и от огня которой можно будет зажечь свечи во второй день праздника. Поскольку в этом году Рош а-Шана выпадает на Шабат, необходимо зажечь праздничные свечи до захода солнца.
При зажигании свечей говорят два благословения:
Благословение на зажигание свечей: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние и праздничные свечи!» («בָּרוּךְ אַתָּה יְקֹוָק אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לְהַדְלִיק נֵר שֶׁל שַׁבָּת וְיוֹם טוֹב»).
Благословение, в котором мы выражаем благодарность Творцу за то, что дал нам возможность дожить до праздника: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!» («בָּרוּךְ אַתָּה יְקֹוָק אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, שֶׁהֶחֱיָנוּ וְקִיְּמָנוּ וְהִגִּיעָנוּ לַזְּמַן הַזֶּה»).
В принципе, это второе благословение должен сказать и мужчина, ведь он тоже должен благодарить Творца за то, что дожил до праздника, однако он говорит его во время кидуша, а те из присутствующих, кто не зажигал свечи, отвечают «Амен» (и тем самым это благословение засчитывается и им тоже).
ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА
Когда человек войдет в синагогу на вечернюю молитву, пусть войдет в нее с трепетом, ведь Судный День уже начался, а всё, что произойдет с ним в наступившем году, решается в этот день. Также, молясь вечернюю молитву, следует серьезно сконцентрироваться, говорить слова молитвы, обдумывая их и с большой каваной (намерением). Подобно любому празднику, который выпадает на Шабат, вечернюю молитву начинают с псалма «Мизмор шир лейом а-шабат» (Теилим, 92), после этого говорят: «А-донай малах геут лавеш» (Теилим, 93). Молитва Амида в Рош аШана состоит из семи благословений — как и в любой другой йом тов (праздник), который выпадает на Шабат — однако среднее благословение на этот раз намного длиннее. Как в любой Шабат, запрещено добавлять личные просьбы. Поскольку Рош а-Шана является частью «Асерет йемей тшува» («Десять дней раскаяния»), третье благословение заканчивается не словами: «Б -г святой» (הא-ל הקדוש), как во все дни, а словами «Царь святой» (המלך הקדוש). Тот, кто забыл это и сказал: «Б -г святой», должен начать Амиду сначала.
КОНЕЦ ВЕЧЕРНЕЙ МОЛИТВЫ
В конце вечерней молитвы открывают арон кодеш и вся община повторяет за хазаном 24-ю главу из книги Теилим: «Песнь Давида: Господу принадлежит земля и всё, что на ней…» После молитвы поздравляют друг друга: «Да будет воля Господа, чтобы Вы были записаны на счастливый год в книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!» На протяжении всего Рош а-Шана следует предельно остерегаться гнева, ведь всё, что происходит в Рош а-Шана влияет на весь год.
ВЕЧЕРНЯЯ ТРАПЕЗА
Относительно обычая петь Шалом Алейхем и Эшет Хаиль есть разные обычаи. Глава семьи совершает кидуш. Как в любой Шабат, начинают кидуш со слова «Вайехулу». Кидуш на этот раз состоит из трех благословений: к двум благословениям, которые говорят каждый кидуш, добавляют благословение, в котором мы благодарим Творца за то, что Он дал нам возможность дожить до этих дней. Важно не забыть добавить вставки, связанные с Шабатом. Заканчивают кидуш словами: «Мекадеш ашабат вейом азикарон». Женщина, которая уже сказала это благословение при зажигании субботних свечей, не должна отвечать «Амен» на него, чтобы не было перерыва между кидушем и питьем вина.
Текст кидуша на иврите:
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ מִכָּל עָם וְרוֹמְמָנוּ מִכָּל לָשׁוֹן וְקִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו. וַתִּתֶּן לָנוּ יְיָ אֱלֹהֵינוּ בְּאַהֲבָה אֶת יוֹם הַשַׁבָּת הַזֶה וְאֶת יוֹם הַזִּכָּרוֹן הַזֶה אֶת יוֹם טוֹב מִקְרָא קֹדֶשׁ הַזֶה, יוֹם זִכְרוֹן תְּרוּעָה בְּאַהֲבָה מִקְרָא קֹדֶשׁ, זֵכֶר לִיצִיאַת מִצְרָיִם. כִּי בָנוּ בָחַרְתָּ וְאוֹתָנוּ קִדַּשְׁתָּ מִכָּל הָעַמִּים, וּדְבָרְךָ מַלְכֵּנוּ אֱמֶת וְקַיָּם לָעַד. בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ, מְקַדֵּשׁ הַשַׁבָּת וְיִשְׂרָאֵל וְיוֹם הַזִּכָּרוֹן.
Текст кидуша на русском:
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, который избрал нас из всех народов и возвысил нас над всеми языками, и освятил нас Своими заповедями. И Ты дал нам, Господь, Бог наш, с любовью этот день Шаббата и этот День Памяти в память об исходе из Египта. Потому что Ты избрал нас, и освятил нас среди всех народов, и Твоё слово, наш Царь, истина и существует вечно. Благословен Ты, Господь, освящающий Шаббат, Исраиль и День Памяти.
СИМАНИМ
В начале трапезы мы едим так называемые «симаним» (знаки).
Так, перед тем как съесть гранат, мы говорим: «Да будет воля Твоя, Отец наш Небесный, чтобы наши заслуги умножались и становились многочисленными, как зерна граната»; перед финиками (на иврите «тамар», слово, однокоренное слову «там» — заканчивать, уничтожать), мы говорим: «Да будет воля Твоя, Отец наш Небесный, чтобы были уничтожены все наши враги и ненавистники»; обмакнув сладкое яблоко в мед, мы говорим: «Да будет воля Твоя, Отец наш Небесный, чтобы новый год был для нас добрым и сладким». Принято есть голову какого-то животного Принято также есть голову живого существа (предпочтительно барана), и, когда ее едят, произносят: «Да будет воля Твоя, Отец наш Небесный, чтобы мы были головой, а не хвостом». Следует постараться, чтобы это была именно голова барана, поскольку тогда она будет напоминать также о том баране, которого Авраѓам принес в жертву вместо Ицхака.
Пишет ШЛА: произнося эти молитвы, следует человеку пробудиться к тшуве и говорить их с большой каваной (намерением).
В Биркат Амазон следует не забыть прочитать вставку на Шабат и на Рош ашана. Если человек ее забыл прочитать, нужно повторить.
НОЧЬ РОШ А-ШАНА
Поскольку Рош а-Шана – это день, в который решается судьба каждого человека, важно, чтобы после трапезы человек не терял время на пустые беседы и т.п., а использовал свое время для исполнения дел, которые помогут ему преуспеть в Небесном Суде. Так, в это время хорошо учить Тору либо читать псалмы Давида. Есть те, кто старается закончить всю книгу Теилим в Рош а-Шана, однако не стоит забывать важное правило: лучше сказать немного, но с каваной (от сердца и с пониманием), нежели много и без каваны.
УТРО
Следует постараться встать рано утром, до зари, поскольку наши мудрецы в Иерусалимском Талмуде говорят, что тот, кто спит днем в Рош а-Шана, его счастье спит весь год. Всё же, если человек чувствует, что ранний подъем помешает ему сконцентрироваться на молитве, он может положиться на поским (законодатели), которые считают, что речь идет только о том, кто идет спать днем в Рош а-Шана, а не о том, кто продолжает тот сон, который он начал ночью.
УТРЕННЯЯ МОЛИТВА
Молитва до Амиды похожа на обычную утреннюю субботнюю или праздничную молитву. Нужно обратить внимание, что первое благословении на Криат Шма мы говорим как в Шабат, а не как в йом тов. Сама молитва Амида — та же, что и накануне вечером, однако ее повторение хазаном содержит значительные изменения — оно включает в себя новые пиютим (отрывки, в которых прославляется Всевышний). В этой молитве добавлена также вставка на Шабат, и она завершает четвертое благословение. После этого читают Тору. Вызывают к Торе семь человек. В молитве Мусаф в Шабат, в четвертом благословении, также упоминают субботние жертвоприношения и заканчивают словами «Мекадеш ашабат вейом веисраэль вейом азикарон».
ТРУБЛЕНИЕ В ШОФАР
Мудрецы постановили, что в Субботу в шофар не трубят. Причина — опасаются, что люди, не умеющие трубить в шофар, понесут его в Субботу к тому, кто умеет трубить, и тем самым нарушат субботний запрет переносить какие-либо вещи на расстояние более чем в четыре локтя по территории общественного владения.
ПОРЯДОК ДНЯ
После окончания трапезы не стоит идти спать, ведь наши мудрецы сказали, что тот, кто спит днем в Рош а-Шана, его счастье спит весь год. Если же «голова тяжела», можно немного поспать.
«Минха» начинается с «Ашрей» и «Ува лецион» («И придет избавитель…»), как в Субботу и в праздники. Как и в обычную Субботу, читают Тору. Вызывают трех людей на чтение начала недельной главы Аазину. Амида — та же самая, что и в «Маарив» и «Шахарит», причем на этот раз хазан повторяет в точности тот же текст молитвы, который перед тем прочитали молящиеся про себя, — без изменений или дополнений. В Шабат не говорят молитву «Авину, малкейну».
В Шабат не делают ташлих (его делают на следующий день).
Как в любую Субботу, устраивают третью трапезу.
ВТОРОЙ ДЕНЬ
В молитве «Маарив» добавляют отрывок «Ветодиену». Этот отрывок добавляют в молитве «Маарив» в йом тов, который выпадает на йом тов. Зажигают свечи только после выхода звезд. Эти свечи разрешено зажигать только от уже горящего огня. До зажигания свечей следует сказать: «Барух амавдиль бейн кодеш лекодеш» («Благословенный, разделяющий между святым и святым»). Свечу, на которую делали Авдалу, запрещено тушить – ее нужно положить на какую-то безопасную поверхность, где она сама догорит.
Перед трапезой в определенном порядке произносят специальные благословения, которые говорят в том случае, если йот тов следует после Шабата. Порядок следующий: Первое благословение — на вино, затем второе — на праздник, после этого – благословение на огнь (меорей а-эш) и на разделение. Только в конце этого благословения вместо «бейн кодеш ле-холь» («между святой Субботой и буднями»), надо произнести — «бейн кодеш ле-кодеш» («между святым и святым»). Не нюхают благовоний. Во второй день мы тоже говорим Шеехеяну. Ташлих делают после молитвы «Минха».