Тора очень многогранна, поэтому вполне логично, что в самом Священном Писании и впоследствии в многочисленных трудах наших мудрецов использовался целый ряд метафор, чтобы описать ее различные аспекты.
Приведенный здесь список далеко не исчерпывающий, и, хотя некоторые пункты могут быть сопоставимы с Торой во многих отношениях, мы привели всего один-два раскрывающих пояснения на каждый из них.
1. Вода
Пожалуй, чаще всего Тору уподобляют воде. Пророк Йешаяу говорит: «Эй, все, кто жаждет, приходите за водой».1 Талмуд объясняет, что вода — это метафора Торы, необходимой жаждущим душам.2
Другой смысл: как рыба не может жить без воды, так и еврейский народ не может без Торы.3
2. Вино
Подобно тому, как вино радует сердце, радует его и изучение Торы. И точно так же, как вино с возрастом становится лучше, Тора, которую мы изучаем и устав которой исполняем, с течением времени делает нас совершеннее.4
3. Оливковое масло
Как масло, питающее фитиль, обеспечивает ему возможность гореть, освещая все вокруг, так Тора своим светом озаряет этот мир, привнося в него божественный смысл.
Чем тяжелее пресс, надавливающий на маслины, тем больше масла они выделяют. И чем старательнее мы изучаем любую тему Торы, тем больше извлекаем из нее смыслов.5
4. Свет
Тора называется светом,6 потому что она озаряет мир и просвещает человека относительно того, как он должен жить,7 чтобы правильно воспринимать этот мир и ощущать в нем радость.
5. Молоко
Как молоко лучше всего хранится в простой посуде, а в серебряной или золотой быстро портится, так и Тора: она лучше “сохраняется” у смиренных людей, а высокомерных — отталкивает.8
6. Мед
Кроме того, что Тора сладка, как мед,9 важно и то, что мед производят пчелы.
Пчела — некошерное насекомое, однако мед, который она производит, не просто кошерный, но и полезный и даже обладает лечебными свойствами. Так что, Тору сравнивают с медом еще и потому, что она помогает воспрянуть и очиститься человеку, который попал в состояние духовной нечистоты.10
7. Хлеб
Хлеб, будучи материальным, насыщает голодного человека, питает его тело, поддерживая в нем жизнь, дает ощущение удовлетворенности. Так и душа, постигающая Тору, насыщается ею и испытывает благодать.11
8. Огонь
Священное Писание сравнивает Тору как с огнем,12 так и с водой (см. ниже). «Открытую» Тору – то есть практические, правовые учения Талмуда и Галахи, уподобляют воде, а «внутреннюю» Тору — эзотерическую, мистическую ее часть, — огню.
Часто людей привлекает вода, а огня они скорее боятся. Так и тот, кто обучает другого внутреннему измерению Торы, должен сказать своему ученику: «Не бойся, ибо “Бог, Всесильный твой, это Он идет перед тобой словно огонь всепожирающий”».1314
9. Пчела
Пчела для себя запасает мед, а других жалит. Так и Тора: сладка для тех, кто трудится над ней и впитывает ее суть, однако ощутимо жжет тех, кто ее нарушает.15
10. Стрекало
Подобно тому, как стрекало (инструмент погонщика, используемый, чтобы направить скот) гонит быка в поле, где он будет питаться, поддерживая свою жизнь, так и слова Торы направляют тех, кто изучает их, идти «путем жизни»16
11. Дерево
Тора подобна дереву:17 как маленький его кусочек, щепка, может воспламенить ствол большого дерева, так те, кто еще не так уж сведущ в Торе, могут зажечь великих ее знатоков, дав им возможность больше продвинуться в своих исследованиях. Как сказал рабби Ханина: «Многому я научился у своих наставников, ещё более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников».18
12. Смоковница
В отличие от многих других фруктов, плоды инжира созревают на дереве не одновременно, а по очереди, поэтому их нужно собирать старательно, бережно, день за днем, уделяя внимание каждому плоду. Так и Тора: она приобретается благодаря вдумчивому изучению, проникновению в каждое слово, причем изо дня в день.19
13. Птица
Как у птицы бывает прекрасный завораживающий голос, так прекрасен и голос Торы.20
14. Орех
У ореха жесткая скорлупа, зато внутри он более нежный, а заодно вкусный и питательный. Внешняя оболочка Торы — исполнение заповедей — твердая, а внутри нее сокрыто множество уровней смысла и способов объяснения, что очень обогащает душу и разум.21
15. Любящая лань
Как лань любима своей парой в каждое мгновение свовместной жизни, так и Тора каждое мгновение любима теми, кто ее изучает, и желанна каждый миг.22
16. Царь
Жизнь подданных находится во власти царя — так и Тора обладает властью над жизнью и смертью.23
17. Столп
Как сваи поддерживают здание, так и Тора является тем столпом, который поддерживает весь мир.24
18. Благовония
Тот, кто заходит в магазин, где продают благовония, уходит оттуда со шлейфом пряного аромата. Так и тот, кто находился рядом с изучающими Тору, уходит от них словно с ощущением сладостного благовония.25
19. Дождь
Как постоянный дождь может размыть даже скалу, так и Тора может размягчить самое жесткое сердце.26
Питая сухую почву, дождь делает ее плодородной. Так и Тора, напитывая душу человека, придает ему силы, необходимые для жизни.
20. Соль
Мистические аспекты Торы сравнивают с солью,27 а более доступные ее области, направляющие человека в жизни, — с хлебом и мясом.
Сама по себе соль не имеет особого вкуса, зато подчеркивает и усиливает вкусовые нотки хлеба и мяса. Так и мистические аспекты Торы, хотя не всегда могут быть полностью поняты и поняты человеком, чтобы можно было ими наслаждаться, однако все же придают особый вкус остальной части Торы.28
21. Меч
Если знать, как пользоваться мечом, то он не причинит вреда тому, в чьих руках находится. Так и знание, как излагать Тору: оно тоже не причинит вреда обладающему им. Однако, если не знать, как это правильно следует делать, но все равно продолжать пытаться учить ей других, можно причинить вред и себе, и окружающим.29
Сноски
- Йешаяу, 55:1.
- Бава Кама, 82а.
- Брахот, 61б.
- Сифри, Экев, 48.
- Танхума, Ки Таво, 3.
- Мишлей, 6:23.
- Бемидбар Раба, 14.
- Таанит, 7а.
- Шир а-Ширим, 4:11.
- Олелот Эфраим.
- Тания, гл. 5.
- Ирмияу, 23:29
- Дварим, 9:3.
- А-Йом йом, 16-е Ава.
- Дварим Раба, 1:6.
- Хагига, 3б.
- Мишлей, 3:18
- Таанит, 7а.
- Бемидбар Раба, 12:9
- Зоар, 1:92.
- Зоар, Рут, 376.
- Эрувин, 54б.
- Ялкут Шимони, Мишлей, 940.
- Бемидбар Раба, 10:4.
- См. комментарий рабби Овадьи из Бартенуры на Авот, 1:4.
- Танхума, Аазину, 3.
- Софрим, 15:8.
- Ликутей Тора, Ваикра, 5д.
- Ялкут Шимони, Дварим, 951.