Определение
Симхат бейт а-шоева – празднества, которые проводились в Храме в честь службы черпания воды для возлияния на жертвенник.
Этимология
Симхат бейт а-шоэва (ивр. שמחת בית השואבה) – букв. радость Дома Черпания.
Причина этого названия
По простому пониманию, эта радость так называлась, поскольку она проводилась в честь черпания воды и возлияния ее на жертвенник, как сказано у пророка Йешау (12, 3): «И будете черпать воду в веселии».
Иерусалимский Талмуд пишет, что это название намекает на то, что эта радость служила источником, из которого черпали руах а-кодеш (святой, пророческих дух), потому что радость приводит к пророчеству, как это видно на примере пророка Элиши (Мелахим II, 3, 15): «И было: едва начал играть музыкант, почувствовал на себе Элиша руку Г-спода».
Там, в Иерусалимском Талмуде приводится, что пророк Йона получил свое первое пророчество после участия в симахт бейт а-шоева, которая проходила в Храме.
Сущность
Во время Храма, на протяжении всего праздника Суккот, каждое утро происходила уникальная служба: нисух а-маим (букв. «возлияние воды»). Воду для возлияния на жертвенник брали из источника Шилоах в Городе Давида и возносили на Храмовую гору. Великая радость, включающая в себя песни, пляски и игру на музыкальных инструментах, сопровождала эту процессию. Эта радость начиналась задолго до самой процессии.
Время
Симхат бейт а-шоева проводилась в течение дней холь а-моэд Суккот (промежуточные дни праздника Суккот), по ночам. В йом тов и субботу эта церемония не проводилась. Причина, по которой эта радость не проводилась в йом тов и в субботу, заключается в том, что она сопровождалась, как приводилось выше, игрой на музыкальных инструментах, а в йом тов и в шабат наши мудрецы запретили играть на музыкальных инструментах (из опасения, что, если музыкальный инструмент испортится, его будут налаживать в этот день и нарушат тем самым запрет Торы).
Место
Симхат бейт а-шоэва проходила в части двора Храма, которая называлась «эзрат а-нашим» (женская часть). Эта часть двора называлась так, поскольку туда был разрешен вход женщинам, приносящим жертвоприношение в Храм.
Мишна рассказывает, что перед празднествами строили деревянные балконы вокруг всей эзрат а-нашим, с которых женщины смотрели на празднества. Это было необходимо для того, чтобы исключить возможность слишком легкомысленного поведения, что было практически неизбежно, если бы мужчины и женщины стояли вперемешку.
Каким образом проходили празднества
В эзрат а-нашим стояли высокие золотые светильники, которые зажигали до наступления вечера во все дни, когда проводились эти празднества. Мишна рассказывает, что от них было так много света, что в Иерусалиме не было ни одного двора, который не освещался бы их светом.
Благочестивые и знаменитые люди плясали перед народом, собравшимся, чтобы посмотреть на симхат бейт а-шоэва.
В их руках были горящие факелы, которые они подбрасывали в воздух и снова ловили, распевая песни и ликуя. Левиты с лирами, арфами, трубами и другими многочисленным музыкальными инструментами стояли на пятнадцати ступенях, ведущих из эзрат исраэль в эзрат нашим.
Рамбам (Законы о лулаве 8, 14) пишет: «В этом веселии не участвовали невежды и вообще каждый, кто захочет. Но величайшие мудрецы Израиля, главы йешив и сангедринов, старейшины и прославленные своим благочестием и добрыми делами люди – вот, кто плясал, хлопал в ладоши, пел и веселил народ в Храме в дни праздника Сукот. Весь же народ – и мужчины, и женщины – все приходили только для того, чтобы смотреть и слушать».
Эти ликования продолжались до рассвета.
Когда рассветало, два коэна, стоявших возле главных ворот, ведущих в Храм (Шаар Никанор), трубили в знак того, что пришло время идти к источнику Шилоах, чтобы черпать из него воду для возлияния на жертвенник. Тогда процессия двинулась в путь. Черпали воду из источника Шилоах и с ликованиями приносили ее на территорию Храмовой горы, чтобы затем возлить ее на жертвенник.
Отрывки из мишны и Талмуда про эту радость
Каждый, кто не видел симхат бейт а-шоэва, ни разу в жизни не видел истинного веселья.
Когда Гилель веселился во время симхат бейт а-шоэва, он так говорил от имени Всевышнего «Если ты придешь в мой дом, Я приду в твой дом, а, если те не придешь в мой дом, Я не приду в твой дом».
Когда Рабан Шимон бен Гамлиэль веселился во время симхат бейт-гашоэйва, он брал восемь горящих факелов и подбрасывал их в воздух — бросал один и ловил один, и не касались они друг друга.
Сказал рабби Йегошуа бен Хананья: Когда мы веселились на симхат бейт а-шоева, [всю праздничную неделю] глаза наши не ведали сна. Почему? Первый час после рассвета — утреннее жертвоприношение тамид, оттуда — на молитву, оттуда — для жертвоприношения мусаф, оттуда — на молитву Мусаф, оттуда — в бейт а-мидраш, оттуда — [на трапезу] есть и пить, оттуда — на молитву Минха, оттуда — для послеполуденного жертвоприношения тамид, а оттуда и до утра — на симхат бейт а-шоева.
В наше время
В настоящее время в холь а-моэд суккот многих местах, таких как синагоги, ешивы, центральные улицы, проводят танцы под звуки оркестра в память о симхат бей а-шоэва. Празднества обычно начинаются поздно вечером и могут продолжаться до глубокой ночи.