Сегодня всех евреев можно поделить на две категории. Есть «евреи жертвоприношения» и «евреи удовольствия». Разница между ними крайне велика.
«Еврей удовольствия» ищет близости к иудаизму и еврейскому народу только тогда, когда это даётся легко, приносит удовольствие и не требует каких-то особых усилий. Разве не приятно, например, есть кнейдлах (клёцки из молотой мацы) в ночь пасхального седера, или посещать концерт канторского искусства и еврейской музыки в роскошном концертном зале?
С другой стороны, есть «евреи жертвоприношения». Евреи, идущие на немалые жертвы ради того, чтобы оставаться евреями. Такая готовность на жертвы могла в разных поколениях принимать разные формы. В поколении Мишкана или Иерусалимского Храма речь шла о том, чтобы приобрести животное, отвести его в Иерусалим и принести его в жертву в Храме. Если такова была форма жертвоприношения тогда, то в нашем поколении мы можем наблюдать различные формы, которые принимает желание и готовность идти на жертвы ради того, чтобы быть частью избранного народа. Народа, которому было уготовано Всевышним быть народом-свидетелем. Народа, которому Б-г сказал: «Вы мои свидетели» (Йешаяу 43:10) — вы свидетельствуете о существовании Творца и о Его Провидении, управляющем всем сущим.
В советскую эпоху, когда евреи были практически лишены возможности публично выражать свою принадлежность к иудаизму, они не могли праздновать еврейские праздники, их не принимали на высокооплачиваемые должности, а престижные университеты всеми силами пытались закрыть перед ними свои двери. В то время многие евреи попытались скрыть своё еврейство, изменив фамилию и запись в паспорте в графе «национальность». С другой стороны, множество евреев, и их, пожалуй, было большинство, гордились своим еврейством и ни в коем случае не были готовы менять запись в графе «национальность», даже понимая, что им придётся заплатить за это потерей возможности получить и хорошее образование, и большую зарплату.
Жертва означает близость
Тора учит нас, что иудаизм требует жертв. Жертвуют ради близости: ведь на святом языке слова «жертва» и «близость» — однокоренные. В иудаизме «удовольствия», который «хочет — добавит, а хочет — убавит» (аллюзия на пиют, который говорят в Йом-Кипур: «Как глина в руках гончара, хочет — добавит, а хочет — убавит, так и мы в руке Твоей, О Хранящий милосердие. Вспомни же завет, и не внимай обвинителю»), нет истинной близости, они пусты изнутри, и преданность ему невозможно привить молодому поколению.
Жертва демонстрирует близость. Отец, любящий своего сына, готов жертвовать частью своего заработка, чтобы дать ему хорошее образование. Тора даёт нам понять, что быть хорошим евреем — значит быть готовым на жертвы. Важность какой-либо вещи для человека может быть измерена его готовностью идти ради неё на жертвы, жертвовать ради этого деньгами, временем, а иногда и жизнью.
Иногда мы слишком поспешны в своей критике израильтян и Израиля. Очень просто критиковать и увещевать, находясь снаружи. Не стоит забывать, однако, что очень большая часть израильтян вольны, подобно нам, уехать жить в любое другое место в мире. Место без Хезболлы и Хамаса, без всех этих ближневосточных страстей. Туда, где нет тяжёлого бремени израильских налогов, львиная доля которых идёт на оборонный бюджет. Среднестатистический израильтянин многим жертвует ради того, чтобы заново отстроить колыбель еврейского народа. Он жертвует своим заработком, своим временем, которое он проводит на армейских сборах, а иногда и самой жизнью.
Существует и другой вид самопожертвования. Речь не идёт о евреях средневековой Европы, которые шли на костры инквизиции, не желая изменить вере своих отцов. Речь идёт об обычных евреях, живущих в наши дни, которым тоже постоянно приходится идти на серьёзные жертвы, чтобы продолжать придерживаться традиций своих отцов. Жертвы, нередко способные серьезно повлиять на их жизнь.
Известно, что в начале XX века огромное количество евреев-иммигрантов из Восточной Европы прибыли в США. Часто проработав неделю на новом рабочем месте и получив первую зарплату, они оказывались перед дилеммой: работать в Шаббат или искать себе другую работу? Многие не выдерживали этого испытания. Но были и те, которые предпочитали оставаться прежде всего евреями.
Сказано в Талмуде (Йевамот 47а):
Учили мудрецы: человек, пришедший сделать гиюр в наше время, говорят ему: «Что побудило тебя прийти сделать гиюр? Разве не знаешь ты, что в наше время народ Израиля презираем и попираем, пребывает в смятении и растерянности и терпит страдания?» Если говорит он: «Знаю я, и (тем не менее считаю, что) недостоин я (разделить их судьбу)», — принимают его немедленно.
Суть иудаизма — в постоянной готовности к испытаниям и самопожертвованию во имя еврейских идеалов. Именно поэтому того, кто хочет соединить свою судьбу с судьбой народа Израиля, прежде всего спрашивают об этом.
Евреи приносили себя в жертву ради чужих идеалов
Тем не менее в нашей истории предостаточно примеров, когда евреи приносили себя в жертву и ради чужих идеалов. Сколько евреев были искренне убеждены, что единственный путь покончить с антисемитизмом проходит через свержение власти эксплуататоров во всём мире? Они думали, что воплощение в жизнь идей коммунизма позволит стереть все межнациональные противоречия. Многие тысячи евреев участвовали в большевистском движении, и слишком многие из них легли на жертвенник этой кровавой утопии.
Солженицын в своей книге «Двести лет вместе» открыто называет коммунистический переворот 1917 года «еврейской революцией». Известный журналист Валерий Каджая написал книгу-опровержение, в которой, оперируя цифрами и фактами, указал известному писателю на его ошибки, причина которых, несомненно, лежит в желании переложить ответственность за беды России и её народа на кого-то другого.
И ещё одну жертву, принесённую евреями, хотелось бы упомянуть. Во время Второй мировой войны полмиллиона евреев воевали в составе частей Красной Армии. Двести тысяч из них не вернулись с войны. Нельзя не отметить и то, что по числу удостоенных звания Героя Советского Союза, евреи занимали четвёртое место среди всех народов СССР — этого звания удостоились 133 еврея. И это несмотря на то, что уже во время войны стали появляться немногочисленные, но очень явные проявления государственного антисемитизма, достигшего своего апогея в последние годы правления Сталина.
Еврей не может от себя убежать
Как сказал пророк Амос (5:19): «Когда будет убегать человек ото льва, нападёт на него медведь, и [если] войдёт в дом и обопрётся рукой на стену, и укусит его змея».
Некоторые еврейские родители не считают себя готовыми «пожертвовать» благополучием своих детей ради преемственности еврейской традиции. Родители эти абсолютно игнорируют своё наследие, стараясь дать детям лишь самое лучшее светское образование, какое могут себе позволить. Объясняя своё решение, они говорят: «Хватит с нас жертв ради еврейства, достаточно того, что наши деды погибали от рук нацистов, наши родные натерпелись «прелестей» сталинского режима, а сами мы успели вдоволь «хлебнуть» советского антисемитизма — не пришло ли время нам и нашим детям просто пожить в своё удовольствие?»
Что можно ответить на это? Как говорят, от себя не убежишь. От еврейской доли невозможно спрятаться. Самое главное, однако, что никуда не денешься от еврейского мироощущения, от острого ощущения «боли всего мира». И дети наши могут, в конце концов, оказаться на баррикадах, подобно французским и американским студентам 60-х годы прошлого века. Как известно, процент евреев был среди них непропорционально высок…
Несколько лет назад скончался Жан-Мари Люстиже, французский кардинал, после рождения носивший имя Аарон-Хаим а-Леви. Родители Люстиже, эмигрировавшие в Париж из Польши, были членами еврейской социалистической партии «Бунд». В 1940 году в 14-летнем возрасте, когда нацисты были уже на пороге, он крестился. Мать его погибла от рук нацистов, а отец, сумевший выжить в лагерях и вернуться, пытался убедить его вернуться в лоно еврейства, но тщетно. Сын стал католическим священником и одним из самых авторитетных людей в католической иерархии — настолько, что его прочили даже на папский престол. До последнего дня он ощущал себя как христианином, так и евреем. И похоронен он тоже был по двум обрядам: католическому и еврейскому. На своём надгробном памятнике он завещал написать: «Родился евреем, жил как христианин, но, подобно апостолам, остался евреем до последнего дня».
Так или иначе необходимо сказать, что человек этот многое сделал для того, чтобы антисемитизм перестал быть частью идеологии Ватикана.
Еврей стремится к духовности
И это не первый и не единственный случай, когда достойные представители нашего народа идут «пастись на чуждых пастбищах». Объяснение этому простое. Еврей по своей природе стремится к какой-то возвышенной, духовной жизни, и если родители не дают этому стремлению выхода, не стараются познакомить его с духовными основами иудаизма — он будет искать эту духовность в других местах. В свете сказанного совсем неудивительно, что десятки тысяч израильтян из нерелигиозных семей, отслужив три года в армии, отправляются в Индию и Непал, чтобы найти «просветление» у всяческих гуру. Удивительно другое. Почему религиозные круги Израиля, в которых насчитывается сотни ешив, в состав которых входит множество общин — литовских, хасидских, сефардских — не способны утолить духовную жажду молодого поколения? Поколения, выросшего в условиях «культурной войны» между религиозной и нерелигиозной частями населения Израиля и абсолютно ничего не знающего о Торе и еврейской традиции?
Эта война культур, как и любая война, тоже пожинает свои жертвы. Одна из этих жертв — это израильская молодёжь, заблудившаяся в дебрях чужих и чуждых ценностей. Другая жертва этой войны — тысячи религиозных семей, неспособных прокормить себя из-за того, что их кормильцы лишены возможности получить достойную профессию. В не меньшей степени жертвами этой войны являются и евреи, живущие со своими семьями в удалённых поселениях, подвергающиеся постоянной угрозе со стороны арабов и нередко погибающие от их рук.
Нельзя жертвовать за чужой счет
Принося жертву, необходимо делать это за свой счёт. Человек не имеет права приносить в жертву своего ближнего.
Вот что говорит Мидраш (Танхума Цав 1):
«И сказал Б-г Моше… Заповедуй Аарону и его сыновьям…» (Ваикра 6:1-2) Сказал Святой, благословен Он: «Исполните то, что сказано выше, а потом «вот учение о [жертве] всесожжения». Почему? «Ибо Я — Б-г, любящий правосудие, ненавидящий краденное во всесожжении…» (Йешаягу 61:8), даже во всесожжении.
Что написано выше? «И будет, когда согрешит, и будет повинен, и вернёт кражу, которую украл…» (Ваикра 5:23) А затем: «Вот учение о [жертве] всесожжения». Почему? «Ибо Я — Б-г, любящий правосудие, ненавидящий краденное во всесожжении». Если захочешь ты принести жертву, не кради у человека ничего. Почему? «Ибо Я — Б-г, любящий правосудие, ненавидящий краденное во всесожжении». И когда принесёшь ты всесожжение, а Я приму его? Когда очистишь руки твои от краденного.
Что такое краденное? Давид сказал (Теилим 24:3-4): «Кто поднимется на гору Б-га, и кто встанет в месте святости Его? Чистый руками и непорочный сердцем…» «Вот учение о жертве всесожжения», — тот, кто «чист руками» от краденного, он «поднимется на гору Б-га».
И из начала [повествования о] жертвоприношениях ты учишь [это]: «Говори сыновьям Израиля и скажи им: «Человек (адам)…» (Ваикра 1:2). Зачем сказано «человек» (адам)? А только сказал Святой, благословен Он, когда будешь приносить жертву предо Мною, будь, как первый человек (Адам), который не крал у других, поскольку был единственным в мире, также и ты не кради ни у кого. Почему? «Ибо Я — Б-г, любящий правосудие, ненавидящий краденное во всесожжении».
Смысл этого мидраша очевиден — жертвуя чем-либо в борьбе за наши принципы, необходимо быть уверенными, что это наши жертвы. Ради своих идеалов нельзя жертвовать другими людьми и их имуществом, уподобляясь в этом большевикам и прочим революционерам всех времён и народов.