В 1897 году, в отличие от 2018 года, нельзя было поместить в газету рекламное объявление даже по просьбе самого руководителя знаменитой ешивы Слободка (рош-ешива).
А дело было так. От ешивы Слободка отделилась в результате раскола группа, сформировавшая вторую ешиву (Кнессет Исраэль), и теперь Алтеру из Слободки (одному из лидеров движения Мусар, по имени рабби Носон Цви Финкель, известному, как старец из Слободки, Дер Алтер) нужен был для ведения уроков талмид хахам , в качестве преподавателя.

Он предложил эту должность одному из лучших своих учеников, Шавелер раву, раву Аарону Йосефу Бексту (Арчик).
Несмотря на то, что Слободка была в то время наиболее выдающейся ешивой в мире, тем не менее, рав Арчик медлил с ответом.
– До того, как я смогу дать Вам ответ, мне нужно кое-что выяснить. Я сообщу Вам свое решение через несколько дней.
Согласитесь, достаточно неожиданный ответ от человека, которому только что предложили самую престижную работу во всем еврейском мире.
Большинство не сомневалось, что рав Арчик, в итоге, примет предложение. Тем не менее, через несколько дней рав Арчик вернулся к Дер Алтеру, поблагодарил рош-ешива за предложение и вежливо отказался.
– Но почему? – поинтересовался рав Носон Цви (Дер Алтер).
– Я бы предпочел умолчать о причинах отказа, – уклонился от ответа рав Арчик.
– Как твой ребе, — сказал рав Носон Цви, — я приказываю тебе рассказать мне, почему ты отказываешься от должности.
Рав Арчик очень смутился.
— Хорошо, — сказал он. — Рав просит, поэтому скажу Вам.

Будучи юношей, я был помолвлен с дочерью рава Шраги Френка, талмид хахама, который, к тому же, был успешным бизнесменом, владельцем большой фабрики. Перед своей смертью он наказал жене позаботиться о том, чтобы каждая из его четырех дочерей вышла замуж за талмид хахама, то есть за человека, живущего, по словам из Теѓилим (27:4): «пребывать мне в доме Г-споднем все дни жизни моей» — то есть, чтобы женихи дочерей постоянно занимались Торой.
После помолвки моя невеста пригласила меня на экскурсию на фабрику ее покойного отца, и она с моей будущей тещей показывали мне их владения. Мне захотелось проявить интерес к делам семьи, поэтому я задал несколько вопросов по поводу аппаратов, которые увидел на фабрике. На следующий день мне сообщили, что мое поведение расстроило будущую тещу, а характер моих вопросов свидетельствовал о том, что я никогда не стану рош-ешива.
Они расторгли нашу помолвку.
Если я сейчас приму должность, предложенную Вами, значит, это станет подтверждением сделанной ими ошибки.
Когда Вы подошли ко мне (и, поверьте, я понимаю, насколько значимо Ваше предложение) – мне надо было выяснить две вещи. Первое, жива ли до сих пор мама моей бывшей невесты – и, как я выяснил – она да, жива. Я не могу ни при каких обстоятельствах сделать таким образом больно вдове, чтобы она осознала, что совершила ужасную ошибку, когда отторгла возможного зятя, который, по ее мнению, не стал бы рош-ешива.
Во-вторых, надо было проверить, вышла ли моя невеста замуж за другого жениха, будущего рош-ешива. Я навел справки и узнал, что хотя ее муж учит Тору с большим рвением и преданностью, он до сих пор не стал рош-ешива.
И тут рав Арчик «нанес последний удар»:
– Поэтому, пожалуйста, я хотел бы порекомендовать другого человека на должность рош-ешива Слободки, умоляю Вас, предложите эту работу ему. Он большой мудрец, и его семье такое назначение принесет много нахат (радости).
Большинство людей, будучи отторгнутыми после того, как их посчитали и оценили «недостаточно хорошими», удвоили бы свои усилия доказать обидевшей их стороне, что те были неправы. Они бы работали вдвое усерднее, чем другие, только чтобы взять реванш и доказать несправедливость тех, кто не оценил их по достоинству.
Но не Шавелер рав.

История здесь не заканчивается. Дер Алтер из Слободки действительно предложил должность раву Моше Мордехаю Эпштейну, ученику Слободской ешивы и мужу той самой женщины, с которой когда-то был помолвлен рав Арчик Бекст. Когда ешива открыла еще одно отделение в Хевроне, рав Эпштейн переехал в Израиль вместе со своими учениками. Его праправнук, Рав Йосеф Хеврони, рош-ешива, — женился на Сареле Бекст, праправнучке рава Арчика, (того самого, отвергнутого жениха), тем самым замыкая круг.
Статья была опубликована в журнале «Ами» 3 января 2018 года.