«Шесть дней пусть выполняется работа, а в седьмой день — суббота (полного) прекращения трудов, святыня Господу; всякий, выполняющий работу в субботний день, смерти будет предан» (Шмот, 31:15).
«Шесть дней пусть выполняется работа, а в седьмой день — суббота…, всякий, выполняющий работу в субботний день, смерти будет предан» (Шмот, 31:15).
На иврите есть два разных слова, обозначающих работу: авода и мелаха. Авода — одного корня со словом эвед, «раб». А мелаха — со словом малах, «ангел». На первый взгляд, слова эти означают почти одно и то же, но по корням ясно, что на самом деле их значения сильно различаются. Авода означает простую физическую работу, простой физический труд. Мелаха же означает созидание, сотворение чего-то нового.
В субботу запрещена именно мелаха, а не авода, именно созидательная работа, а не простой физический труд.
Каким же образом мы сможем знать, что считается созидательной работой, а что нет?
После того, как Творец приказывает евреям построить Мишкан (Скинию), Он сразу же предостерегает их от работы в субботу. Наши мудрецы из этого «соседства» двух тем делают вывод: именно те виды работ, которые были необходимы для строительства Мишкана, запрещены в субботу. И эти виды работ называют наши мудрецы 39 авот мелаха – 39 основных работ. Мудрецы учат нас, что сам Мишкан является духовным прообразом всего мира. И именно поэтому те виды работ, которые выполнялись при его строительстве, считаются созидательными и, следовательно, запрещены в субботу.
Существует распространенная ошибка: люди полагают, что суббота — это день «социального», физического отдыха. Однако это не так. Цель физического отдыха — дать человеку возможность обновить силы для дальнейшей деятельности. Получается, что физический, «социальный» отдых — средство, а не цель. Но Шабат является целью, как мы видим из сказанного в Торе, что Творец благословил этот день.
Цель создания человека заключалась в том, чтобы он подчинил свою материальную часть духовной; и для того, чтобы мы могли полноценно выполнить эту миссию, нам дана суббота.
Суббота — это день, в который мы воздерживаемся от созидания чего-либо материального. Это полностью духовный день. Цель всей материальной деятельности остальных дней недели — это суббота, благодаря которой освящаются и все остальные дни недели.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«