В субботу, 27 апреля, те, кто молился в синагоге, снова стали живыми мишенями для очередного обезумевшего от ненависти стрелка. Только 6 месяцев прошло после чудовищного теракта в синагоге «Древо жизни» в Питтсбурге, где погибли 11 прихожан, и вот антисемит опять врывается в синагогу, чтобы расстрелять евреев.
В хабадской синагоге города Пауэй (штат Калифорния), примерно в 40 км к северу от Сан-Диего, в последний день Песаха собралось около 60 человек. По Шабатам там всегда собирается немало людей, а поскольку это был еще и последний, восьмой день Песаха, когда читают поминальную молитву Изкор, некоторым пришлось особенно постараться, чтобы оказаться здесь и почтить память своих родных.
Пока шла молитва, в синагогу ворвался местный студент 19 лет — некий Джон Эрнест. Размахивая штурмовой винтовкой и крича, что евреи «разрушают мир», он открыл стрельбу по прихожанам. Три человека сразу были ранены, а 60-летняя Лори Гилберт Кей убита.
— Лори Гилберт Кей — настоящая героиня! — сказал министр Израиля по делам диаспоры Нафтали Беннетт. — Она пожертвовала жизнью, чтобы спасти раввина, загородив его собой от пуль. Но такой героизм и склонность к добрым делам характеризуют прекрасную Лори не только в ее смерти — она и жизнь прожила, постоянно спасая людей, занимаясь благотворительностью, поддерживая нуждающихся.
57-летний раввин Исроэль Гольдстейн получил ранения в кисти обеих рук, однако отказывался от госпитализации, утешая людей и продолжая урок о ценности мира. После побоища в новозеландских мечетях он писал: «Ненависть — главный враг человечества». И вот вчера жертвой ненависти стал он сам, человек, заботящийся о мире и любви между людьми.
Один из прихожан, Оскар Стюарт, бывший сержант армии США, услышав стрельбу бросился на звук выстрелов и погнался за террористом.
— Он выглядел напуганным, — вспоминает Стюарт. — Я закричал своим поставленным сержантским голосом так громко, как только мог: «Ложись!» — и побежал к нему.
Свидетели говорят, в этот момент винтовку негодяя, похоже, заклинило. Он бросил ее на пол и выбежал на улицу. «Он был трус», — констатировал Стюарт.
8-летняя Ноя Дахан, приехавшая из израильского города Сдерот, была ранена осколками в лицо и ногу. Сдерот — городок на юге Израиля, на границе с Газой, всю жизнь Нои на него летят ракеты, и родители решили увезти девочку в спокойную Калифорнию…
По сообщениям СМИ, 31-летний дядя Нои Альмог Перец, тоже находившийся в синагоге, получил ранение в ногу, спасая детей с места опасности. Когда началась стрельба, он, закрыв собой четверых детей, соседскую девочку и трёх племянниц, вывел их из синагоги, а затем вернулся спасать остальных. Шериф Сан-Диего уже назвал израильтянина Альмога американским героем.
Местные власти назвали случившееся преступлением на почве ненависти. За несколько часов до нападения стрелок разместил в социальных сетях расистский антисемитский пост. Он написал, что его вдохновила резня в двух мечетях в Кристчёрче (Новая Зеландия), которая произошла в марте, и стрельба в синагоге «Древо жизни» в Питтсбурге.
— Это было целенаправленное нападение на синагогу Хабада и на всю местную еврейскую общину. В целом же это массовое нападение на все еврейские общины, — заявил Джонатан Гринблатт, главный исполнительный директор и национальный директор Антидиффамационной лиги (АДЛ). — Антисемиты развязали против нас войну. В мире, где нетерпимость становится в порядке вещей, а предрассудки политизируются, мы ничему не должны удивляться.
Евреи подвергаются страшным нападкам, и предложений задуматься о происходящем и помолиться прежде, чем вернуться к привычной жизни, уже недостаточно.
Не так давно, всего лишь в прошлом веке, рав Калонимус Калман Шапира, главный раввин польского города Пясечно и раввин Варшавского гетто, был очевидцем такого антисемитизма и преследования евреев в таких масштабах, которые сегодня вряд ли можно вообразить. Однако ответ его был полной противоположностью реакции многих людей.
Лишенный свободы и возможности зарабатывать на жизнь, находясь перед лицом смерти, он не позволил себя запугать. В невообразимом аду Варшавского гетто он организовывал еженедельные занятия на еврейские темы. Неделя за неделей люди учились у рава Шапиры реагировать на насилие и ненависть, царящие вокруг, и достигали новых духовных высот.
В апреле 1942 года — тоже в конце Песаха — рав Шапира призвал своих учеников ответить на то, с чем они столкнулись.
— Мы можем извлечь уроки из того факта, что Красное море не расступалось перед сынами Израиля до тех пор, пока в него не вошло все колено Биньямина, — учил рав. — Надеяться и молиться было недостаточно, наши предки должны были действовать и идти вперед».
Рав Шапира был убит в 1943 году, но после Второй мировой войны в руинах дома, где он жил в Варшавском гетто, обнаружили его записи. «Я прошу и умоляю каждого еврея изучать мои книги», — писал он. Это послание человека из мира безумной ненависти и насилия, и мы должны прислушаться к нему сегодня. С постоянно растущим уровнем антисемитизма, с ужасающими преступлениями в отношении евреев Америки, Франции, Израиля, Аргентины, России и других стран, мы должны реагировать, укрепляясь в своих еврейских ценностях и исполняя предписанное нам Торой.
Когда во время молитвы одного из нас убивают, мы должны понимать, что это нападение на всех. В память о героической Лори Гилберт Кей, которая была застрелена в Пауэре только за то, что она еврейка, давайте начнем работать над собой, чтобы измениться и изменить наши общины. Давайте использовать этот период после Песаха, наиболее благоприятное время для духовного роста и развития, чтобы ответить на насилие реальными личностными изменениями. И давайте наконец станем единым народом, братьями, которые стоят друг за друга и плечом к плечу.