Что такое тмура?
Тмура – это перенесение святости с одного животного, предназначенного для жертвоприношения, на другое (на иврите слово «тмура» означает «перенесение»). Животное, на которое была перенесена святость, тоже называлось тмура.
В наше время, когда нет Святого Храма, жертвоприношения не совершаются.
Запрет Торы
Тора запретила делать тмуру, а тот, кто ее делал, подвергался наказанию палками.
Сказано в главе Бехукотай (Ваикра, 27:10): «Нельзя ему выменивать его (животное) и заменять его, хорошее плохим или плохое хорошим, а если станет заменять скотину скотиной, то и она, и замена ее будут святыней».
Рамбам о запрете
Пишет Рамбам: «По природе своей человек склонен умножать приобретенное и беречь свое имущество. И есть опасение, что после того, как он освятит свою скотину (предназначит животное для святого жертвоприношения – прим. авт.), то он передумает и решит заменить лучшую на худшую. Если дать ему право заменить плохое животное на хорошее, то он сделает и наоборот, заменив хорошее на плохое. Поэтому Тора, предотвращая такую возможность, указала, чтобы он не заменял посвященных животных, и предупредила его на тот случай, если он решит так поступить, сказав: “И первое животное, и его замена будут святыми”».
Суть тмуры
У животного, предназначенного для жертвоприношения, есть особый статус святого. Бывало, что хозяин животного — в силу своих интересов — хотел заменить это животное другим. Тогда он говорил о животном, у которого не было статуса святости, что оно будет вместо «святого» животного.
Однако, поскольку тмура запрещена, статус святого приобретали оба животных – и то, которое было изначально, и то, которое до этого момента не было свято.
То есть первое животное не утрачивало своей святости, а второе ее приобретало. Правильно будет сказать, что посредством тмуры святость распространялась и на второе животное.
Животное, на которое распространилась святость
В отдельных случаях животное, на которое распространилась святость, могло стать полноценной жертвой, и тогда его приносили в жертву наравне с тем животным, которое изначально было предназначено для жертвоприношения. В других же случаях оно было непригодно в жертву, даже если не имело пороков (а в жертву, как известно, можно было приносить только полностью здоровое, совершенное животное).
Так, к примеру, если человек перенес святость на другое животное с жертвы шламим, то в жертву приносили то животное, на которое была перенесена святость.
Однако если перенесли святость с жертвы ашам, животное, на которое святость перенесена, не приносили в жертву, а ждали, пока у него появится какой-то порок, из-за которого оно становилось непригодным для жертвоприношения. Тогда его выкупали и на вырученные от продажи деньги приобретали животное для жертвы олот.
На горе Синай Моше получил от Творца такое установление: если человек перенес святость с жертвы ашам, то животное, на которое перенесена святость, надо умертвить.
Кто делал тмуру
Это делали собственники животного, предназначенного в жертву, мужчины и женщины.
Если животное было предназначено для общественной жертвы, а также в случае, если жертвенное животное принадлежало не одному владельцу, а двум и более, перенести с него святость на другое животное было невозможно.
Какой перенос святости был реальным
Святость переносилась только с животного на животное. А с птицы на птицу или с одного мучного изделия на другое (менахот) она не распространялась.