«Во сне моем я стоял на берегу реки» (41:17).
Во сне, как говорится выше, он стоял «на реке», а здесь он утверждает, что стоял на берегу реки. Почему же фараон изменил?
Ответ такой: как говорит Мидраш (Берешит Раба, 89:4), к фараону относится знаменитое высказывание мудрецов: «Злодеи стоят над своими богами». Река Нил была одним из богов Египта, а фараону снилось, что он стоит над ней, но он, конечно же, не хотел это открыть.
Это говорит о том, что бывают люди, которые ставят себя над религией. Если они приходят в синагогу, то лишь для того, чтобы насладиться пением кантора или встретиться с друзьями, поболтать и обменяться мнениями. А может быть, они приходят ради Кидуша, совершаемого после молитвы. Они видят в синагоге не место для служения Творцу, а лишь возможность получить удовольствие для себя. Гмара (Шаббат, 32а) учит, что для тех, кто называет синагогу «народный дом», уготовано большое наказание.
Но даже фараон стыдился того, что во сне стоял над своим богом. Он изменил содержание сна, сказав, что был «на берегу реки» так, словно предстоял перед Нилом с почтением и благоговением.
Наши учителя говорят, что каждый, у кого в городе есть синагога, а он не ходит туда молиться, называется «злым соседом». Хафец Хаим удивлялся этому: «Хороший сосед обычно поддерживает дружеские отношения со своими соседями, а плохой портит им жизнь и затевает распри. Но если у человека вообще нет связи с соседями – он не дружит с ними и не враждует – зачем называть его злым соседом?»
Он дает ответ, приводя пример, актуальный для своей эпохи. Хозяин дома сдавал в аренду комнаты другим семьям, но все они готовили еду в одной печи, которая принадлежала хозяину. Они топили печь, ставили внутрь кастрюли и закрывали их, чтобы сохранить тепло до завершения варки. Хорошие соседи старались поставить в печь свои кастрюли одновременно с кастрюлей хозяина. Они вместе закрывали их, и всё варилось одновременно. Но был там и плохой сосед, который не хотел считаться ни с хозяином, ни с другими жильцами. Он самостоятельно клал все продукты в свою кастрюлю и приносил ее к печи, когда она уже была очень сильно раскалена. Остальным приходилось открывать печь для него, а тепло рассеивалось. Кастрюли охлаждались, и готовящиеся в них блюда портились. Всё это происходило из-за эгоизма одного человека – он никак не хотел подстраиваться под общий порядок.
То же самое и в вопросе молитвы. Когда евреи собираются в синагоге, чтобы молиться в миньяне, ангелы служения открывают для них врата небес и поднимают туда их молитвы. Все молитвы восходят вместе. Но когда человек молится в одиночестве, он похож на того самого «злого соседа», заставляющего их открывать для него отдельно врата небес и проводить наверх его молитву.
Раби Залман Ротенберг, глава ешивы «Бейт Меир», рассказывал следующую историю.
В молодости на время каникул я возвращался из ешивы в дом моего отца, который был раввином города Луна. Когда я пришел молиться, то был изумлен, увидев среди евреев в миньяне одного из богатейших людей города.
Из-за своих бесконечных хлопот по торговым делам он всегда молился уединенно у себя дома. Я удивился: с чего вдруг он решил прийти молиться в миньяне? А тем более в миньяне главного раввина, который поздно собирался и долго вел молитву. Потом я увидел, что он оставляет в синагоге свои тфилин и талит, чтобы воспользоваться ими на следующий день.
Тогда я задал вопрос своего отцу, чтобы тот помог мне найти разгадку. Отец сказал, что этот торговец пришел посоветоваться с ним из-за несчастья, обрушившегося на его голову. Кто-то донес на него и было возбуждено уголовное дело. Его обвиняли в сокрытии налогов, и его ожидал штраф, который мог сделать его нищим, а также его могло ожидать несколько лет тюрьмы. Мой отец сказал ему: «Я дам тебе письмо к моему учителю Хафец Хаиму. Ты получишь его благословение и спасешься».
Торговец поехал в Радин и передал письмо. Хафец Хаим прочел его внимательно, промолчал и не дал никакого благословения. Торговец содрогнулся. Он понял, что его ожидает. Снял номер на постоялом дворе в Радине и решил не возвращаться в свой город, пока не получит благословение праведника. Он отложил все свои деловые встречи и сказал самому себе: «Лучше провести неделю в Радине, чем годы в тюрьме». И каждый день молился за свою душу.
Прошло два дня, потом третий и четвертый. На пятый день Хафец Хаим обратился к нему с вопросом: «А что с молитвой в общине? Ты скрупулезно соблюдаешь этот закон?» Торговец разразился слезами и признался, что молится он в одиночестве из-за нехватки времени. Но теперь он обещает: с этого дня будет следить за тем, чтобы приходить в синагогу. Это станет для него непреложным законом! Хафец Хаим благословил его, и тот вернулся домой. На судебном заседании он был полностью оправдан, и с тех пор он выполняет свое обещание.