«Да не войдет моавитянин и аммонитянин в общину Б-жью».
Дварим (23:4)
Тора дает нам наставления, касающиеся вечности. И несмотря на то, что эти народы: моавитяне и аммонитяне уже исчезли с лица земли, урок, который мы получили из этой заповеди, и ее смысл остаются на все поколения. Всевышний требует от нас особого отношения к этим народам: «За то, что не встретили вас хлебом и водой в пути, когда вы вышли из Египта… не ищи мира с ними и блага для них во все дни твои, навеки».
Если бы нам нужно было осудить каждый народ, который не встретил нас хлебом и водой, пока мы были в изгнании, то нам пришлось бы объявить вражду всему миру. К тому же, при исходе из Египта был еще один народ, который не только не встретил евреев хлебом и водой, но и вышел им навстречу с мечом. Это был Эдом, но как раз о нем в нашей недельной главе сказано: «Не презирай эдомейца, ибо он брат твой». Чем же отличаются Моав и Аммон?
На этот вопрос отвечает Рамбан: «Мне кажется, что Писание отдалило двух этих братьев – Аммона и Моава – поскольку они получили благо от Авраама, который спас их отца и матерей из плена. В его заслугу Б -г вывел их из Сдома (чтобы они не погибли)». Иными словами, они проявили неблагодарность.
Давайте подумаем: народ Израиля выходит из Египта и останавливается возле границ Моава. «И испугался Моав чрезвычайно из-за народа, ибо велик он, и противно стало Моаву из-за сынов Израиля, и сказал Моав… теперь обглодает эта община всё вокруг нас, как бык обгладывает зелень полевую» (Бемидбар, 22:3). Короче говоря, моавитяне были уверены, что их жизням угрожает опасность. Но Тора утверждает: они не только не вправе были причинять сынам Израиля зло, но и должны были выйти им навстречу «с бубнами и танцами» и поднести им дары – хлеб и воду. Почему? Потому что однажды, много лет назад, наш праотец Авраам сделал доброе дело для своего племянника Лота, являющегося их прародителем. В сущности слово “прародитель” недостаточно точное.
Давайте произведем подсчет. Войну против Мидьяна вел Пинхас, сын Элазара, сын первосвященника Аарона, который был сыном Амрама, сына Кеата, сына Леви, сына Яакова, сына Ицхака, сына Авраама. Девять поколений прошло со дней Авраама и Лота, который был отцом Моава и Аммона. Получается, что Тора требовала от этих народов помнить, что их предок в девятом поколении однажды, около четырехсот пятидесяти лет назад, был спасен таким же далеким предком народа Израиля. И если они не вспомнили это благодеяние и не поступили так, как к этому их обязывал долг благодарности, – не признали, что обязаны отплатить добром сынам Израиля, – то что это означает? Теперь они вечно будут лишены права присоединиться к еврейскому народу! Но почему? Потому что еврей по природе своей не может быть неблагодарным. Верно, евреи не отрицают совершенное для них другими добро. Но что происходит, если я признаю добро, сделанное для меня неким человеком, а он впоследствии причинит мне страшное зло, совершит несправедливый поступок, вопиющий к небесам? В таком случае я становлюсь ему злейшим врагом, верно? Нет, неверно! «Не презирай египтянина, ибо пришельцем ты был в его стране». Раши так комментирует этот стих: «Не презирай его во всём, несмотря на то, что он бросал ваших сыновей в реку. Почему? Потому что он дал вам укрытие в час нужды». В период голода, в поколении Йосефа, египтяне взяли вас к себе и сделали для вас добро. И это не могут стереть даже двести десять лет рабства, работа до изнеможения, когда из глины делали кирпичи, а надсмотрщики подгоняли и издевались над нами. Не презирай египтянина во всём!
Если бы люди вели себя по этим правилам, ни одна семейная пара не развелась бы. Они помнили бы добро, которое царило в их отношениях в первый период после свадьбы. А вся последующая жизнь уж точно не хуже, чем египетское рабство.
Но основной урок состоит в том, насколько важна обязанность чувствовать благодарность. По словам автора «Книги Воспитания» (Хинух), этот урок еще более возвышен: «Приобретя это качество в своей душе, человек взойдет от него к благодарности Б -гу, который дал ему родиться, обеспечивал всем необходимым на протяжении жизни, поставил на ноги, дал здоровые части тела, вложил в него душу и разум для познания. Пусть же человек задумается, насколько осторожным он должен быть в служении Творцу, благословенно Имя Его».
Рассказывал раби Ицхак Зильберштейн, главный раввин района Рамат Эльханан: «Однажды я зашел в синагогу на вечернюю молитву и увидел раби Бен-Циона Абу Шауля, который вошел и присоединился к уже собравшемуся миньяну. Войдя, он достал из кармана монету и положил в копилку для пожертвований у входа в синагогу. В это время к нему подошли и напомнили ему слова из книги «Каф а-Хаим» (Орах Хаим, 235:4): «Ночь –
это время власти сил суда, и потому ночью не дают пожертвований перед молитвой». На это он ответил: «То, что я дал, – это не пожертвование. Просто я наслаждаюсь освещением, кондиционером, чистым полом и приготовленным молитвенником. А разве могу я наслаждаться, не заплатив за это?»