«Судей и стражей поставь себе во всех вратах твоих».
Дварим (16:18)
Рав Хаим Виталь писал: «Здесь сказано не “поставьте во всех вратах ваших”, а именно “во всех вратах твоих”, в единственном числе. Это сообщает тебе, что каждый человек должен быть бдительным и поставить судью и стража на каждые врата своего тела. Нужно следить за тем, чтобы глаза не смотрели на запрещенное, чтобы уши не слушали запрещенное, а рот не вел себя произвольно ни в словах, ни в еде». Рав Хаим Виталь заканчивает тем, что если человек будет как следует беречь свои телесные “врата”, перед ним откроются врата рая.
Следующую историю мы услышали от сына раввина, который в прошлом работал одним из руководителей выдающейся ешивы в центре Израиля, и сегодня его уже нет с нами.
Его сын рассказывает.
У моего отца был обычай регулярно проходить по комнатам учеников в утренние часы и будить их на молитву. Делал он это весьма деликатно, легким похлопыванием внося в них дух жизни и радостным голосом произнося наставления и слова Торы.
Однажды, находясь рядом с кроватью одного юноши, мой отец слегка притронулся к его плечу и разбудил его. Но этот парень из-за чего-то испугался, вскочил с кровати, инстинктивно замахнулся и… ударил моего отца по щеке так, что аж звон раздался. А потом он вернулся спать.
Мой отец на какое-то время был ошарашен поступком ученика, вышел из комнаты и, ничего не говоря, отправился в зал ешивы. Ему не потребовалось много времени, чтобы понять, что юноша, очевидно, не намеревался его бить, а просто не контролировал себя. Как известно, когда человек пробуждается, он часто ничего не понимает, пока не придет в себя. Дополнительное доказательство для этого вывода рав нашел в том, что ударивший его парень, как ни в чем не бывало, вошел в зал ешивы и даже не подошел попросить прощения. Это однозначно показывало, что удар был сделан неосознанно. Поскольку соседи по комнате были свидетелями случившегося, позже виновник узнал о своем поступке и попросил прощения. Рав успокоил его, сказав, что ничего страшного не произошло. Однако слух об этом дошел до председателя всех отделений ешивы, который тотчас собрал коллектив раввинов и заявил, что этот юноша является «сыном буйным и непокорным», и его надлежит выгнать из ешивы.
Услышав о таком, мой отец вошел в комнату председателя и уверенным тоном сказал: «Если ешива исключит этого ученика, то и я уйду вместе с ним!» Затем он рассказал о трудностях, которые испытывает семья этого юноши, и сколько труда было вложено, чтобы помочь ему в учебе. «Что же Вы предлагаете сделать?» – спросил председатель. И здесь мой отец всех удивил, сказав, что в «наказание» он будет лично изучать с провинившимся каждый день книги Мусара на тему достойного поведения. Такое решение все приняли.
…Прошли годы, и тот ученик закончил ешиву, перейдя в другую, более высокую ешиву в Иерусалиме. Достигнув соответствующего возраста, он женился на превосходной девушке. Прежде, чем идти под хупу, он пришел к моему отцу и со слезами на глазах попросил, чтобы тот простил его за ту ненамеренную пощечину. Мой отец по-дружески обнял его и снова сказал, что никогда не сердился на него. Спустя еще несколько лет, мой отец умер, будучи еще довольно молодым. Мы сидели семь дней траура, и во всём доме были слышны слова утешений. Внезапно к нам вошел еврей, весь вид которого свидетельствовал об учености: он был во фраке и в шляпе раввина. Он посидел со всеми братьями, соболезнуя нам, а затем встал, прося у всех внимания. «Я тот самый юноша, – сказал он, который ударил покойного по лицу, и теперь прошу прощения у всех вас. Сегодня я преподаю в колеле на севере Израиля, и у меня 10 детей, которые учат Тору. И всё это в заслугу вашего отца. Если бы тогда меня исключили из ешивы, сегодня бы меня здесь не было».