Кто убил Шимона?
Представьте себе, некто Реувен подходит к некоему Шимону, достает ружье и говорит:
– Я убью тебя.
– Нет, нет! Не надо! – умоляет Шимон.
Но Реувен не слушает его и делает пять выстрелов подряд.
Шимон падает замертво.
Если бы существовал Санѓедрин (еврейский верховный суд, высший судебный орган в каждом городе, состоявший из 70 человек), и на суде были представлены веские доказательства вины Реувена, то его, безусловно, обвинили ли бы в убийстве.
Но дело принимает неожиданный оборот. Почему бы Реувену не сказать судьям следующее:
– Господа судьи! Разве вы не религиозные евреи? Разве вам не ведомо, что не кто иной, как Вс-вышний, решает, кому жить, а кому умереть !? Если это так, тогда не я, Реувен, убийца – а Сам Господь Б-г! Если бы этому убийству не суждено было случиться, я, лично, никогда не смог бы этого сделать. Так что, господа судьи, надо винить не меня».
Беспочвенно ли заявление Реувена?
Парадокс заключается в том, что Реувен абсолютно прав. Действительно, если бы Шимону не было Свыше предначертано умереть, Реувен не смог бы изменить предназначенный ход вещей. И вот для того, чтобы дать человеку свободу выбора, Всевышний создал систему, в которой человек полностью отвечает за свои намерения.
Эта система работает следующим образом: если в прошедший Рош ѓа Шана Шимону был присужден год жизни, то ни Реувен, ни любая другая сила на земле не могли бы этому помешать.
Однако если в Рош ѓа Шана Шимону был действительно вынесен смертный приговор, определяющий этот год, как последний год его жизни, все усложняется.
Иной раз случается так, что Всевышний дает другому человеку «возможность» быть Его посланником. Если бы Шимону было суждено умереть насильственной смертью, Всевышний также мог присудить и отдать некоторым людям право выбора – быть исполнителем Его воли, то есть теми, кто осуществит приговор и убьет его.
В данном случае, Реувену была дана возможность убить Шимона. Если Реувен не использует эту «возможность», то Шимона может сбить пьяный водитель; его пронзит пуля или придавит телеграфный столб, – иными словами, свершится нечто, несущее смерть.
Но если Реувен выбирает быть посланником Творца, тогда его называют «убийцей» Шимона (несмотря на то, что Шимону было предначертано Вс-вышним умереть в любом случае).
Чтобы обеспечить свободу выбора, Всевышний преподносит человеку разные возможности: в случае, если тот их использует, действие приписывается ему. Безусловно, во всех человеческих деяниях и создании взаимоотношений именно человек является действующим лицом.
В основе такого баланса лежит концепция, что человек контролирует свои намерения, а Всевышний, в свою очередь, – результаты его действий.
Б-г создает представление, что человек в состоянии повлиять на судьбу другого человека. Если человек принимает на себя подачу Создателя, действие засчитывается, как сделанное им, – несмотря на то, что результаты этого действия произошли бы и без участия этого конкретного человека.
Мои взаимоотношения с тобой
Этот взгляд на мир кардинальным образом меняет мои взаимоотношения с другими людьми. Если ты пытаешься помочь мне, – я благодарен тебе – за твои намерения. Ты хотел помочь. Эта часть – твоя попытка – полностью в твоих руках, но твой успех или неудача, то есть результат твоих действий – от тебя не зависят.
Если кто-то спас мне жизнь, я должен сказать ему спасибо за его хорошие намерения. Я должен понимать, что он хотел помочь мне, и за это я ему благодарен. В то же время, я осознаю, что он исполнял волю Творца. Если бы моего спасителя там не было, меня вытащили бы люди, плывущие на катере, или рядом оказался бы спасительный буек, или любой другой посланник Вс-вышнего очутился бы рядом, дабы спасти меня. Моему избавителю вменяется в заслугу то, что именно он спас меня, и я не могу не оценить его добрые намерения. Моя благодарность не знает границ. Одновременно с этим, я должен осознавать, что этот же исход случился бы и без него. Меня спас не он, а Всевышний.
Если бы я нуждался в деньгах, и кто-нибудь дал мне большую сумму денег, я буду признателен ему за его добро и желание помочь мне. Но я должен понимать, что, если бы не он, деньги пришли бы ко мне и другим путем.
Если ты имеешь намерение нанести мне вред, эта идея смягчает мое отношение к тебе и в этом случае. Я не просил тебя быть исполнителем воли Творца, но я осознаю, что результат (нанесение мне вреда) произошел бы и с тобой, и без тебя. Поэтому мой гнев уменьшается во много раз. За то, что ты хотел причинить мне вред, у меня будут с тобой свои счеты, но за то, что это прозошло, я не злюсь на тебя.
Итог (результат) никак не связан с тобой.
Человек владеет намерениями; Б-г – результатами.