Что такое цицит?
Цицит — это сплетённые кисти нитей, пучки нитей (часто шерстяных), которые обязаны носить мужчины с 13 лет, возраста совершеннолетия (бар-мицвы), на углах четырёхугольной одежды. В частности, цицит является атрибутом талита, молитвенного одеяния, как говорит Тора:
«Вы должны разместить кисти нитей по углам ваших одежд»!
Почему мы носим цицит? Тора объясняет это просто: «Вы увидите этот узелок и вспомните все мицвот»! То есть цицит напоминает нам о необходимости исполнения заповедей на самом простом и обыденном уровне; как узелок на платке или шнурок вокруг пальца, цицит служит в качестве напоминания. Мы погружены в ежедневную рутину, мы то и дело заняты на работе или, например, увлечены спортивными играми с мячом, — и тогда взгляд на этот «священный узелок«, цицит служит нам знаком-напоминанием, символом привязанности к миру духовности.
Благословение на цицит
При надевании цицит надо произнести специальную браху аль мицват цицит, которая приведена во всех сидурах
Итак, цицит напоминает еврею обо всех заповедях, тем самым как бы подталкивая к их исполнению. В форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (гематрия 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы.
Говори сынам Исраэйля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит края (одежды) синюю нить. И будет она у вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Богу вашему (Книга Бемидбар, Шлах, 15:38-40)
Кисти сделай себе на четырех углах твоего облачения, в которое облачаешься — Книга Дварим, Ки теце, 22:12)
Голубая нить в циците
Обратим внимание, когда в Торе сказано «Добавьте к этому 8 нитей и 5 узлов на каждом углу» … а также «Вы увидите это и вспомните все заповеди» — давайте немного углубимся в смысл стиха: если на каждом углу есть восемь нитей, почему Тора использует единственную форму «это»?
Слово «это» относится к одной-единственной синей нити на каждой кисти, предписанной Торой. Синий цвет похож на море, подобен ясному голубому небу, под цвет Божьего «небесного престола».
Наша задача — сделать духовность частью обыденной, повседневной реальности. Глядя на цицит, мы видим вполне осязаемое напоминание о бестелесном Боге. Любой знак, говорящий о Создателе, само видение Бога в нашей жизни — это благо: от признания его присутствия в обыденных вещах, таких, как одежда, вплоть до высоких духовных сфер («небесный трон»).
Таким образом, у цицита есть голубая нить, которая оберегает нас и помогает защититься от искушения. Тора говорит нам:
« И будет она у вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас к блудодеянию, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Богу вашему», иными словами, цицит напоминает нам о нашей связи с Всевышним, о том, что Богу открыто и доступно все, и наши действия должны отражать осознание этой связи.
Талмуд рассказывает о человеке, который был весьма похотлив и сильно зависел от опасного порока, вплоть до того что он был готов потратить любую сумму денег, чтобы удовлетворить свою похоть.
Однажды в момент путешествия по миру, едва он вознамерился заняться прелюбодеянием, его цицит «ударил развратника по лицу». Комментаторы объясняют, что цицит ударил его не в буквальном смысле, а иносказательно — четырьмя кистями на углах одежды, выступающими в качестве свидетелей против него.
Нити цицита
Как только вы приобрели нити, их не так сложно прикрепить. Это занимательно и полезно. Процесс надевания цицита в одежде выглядит следующим образом: обычай требует завязывать на цицит пять двойных узлов, между которыми остаются четыре «позвонка». Делается это так: пропускают четыре нити в отверстие, завязывают два узла, обматывают все нити, сложенные вместе, одной длинной, называемой «шамаш», семь раз (то есть делают семь оборотов), снова завязывают два узла и снова обматывают сложенные нити шамашем, но уже восемь раз, завязывают еще два узла, обматывают одиннадцать раз, завязывают два узла, обматывают тринадцать раз и завязывают два узла.
И, поскольку красота цицит в том, чтобы все позвонки (отрезки между узлами, обмотанные шамашем) были одной длины, то, делая первый позвонок, в котором обмоток меньше всего, следует немного отдалить один виток от другого, а на втором позвонке чуть-чуть приблизить их. И так же следует поступить с третьим и четвертым позвонками. Каждая секция узлов и намоток должна составлять примерно один дюйм (2,5 см) — всего 4 дюйма узлов и обмоток и 8 дюймов свободно висящих нитей.
Длина всей нити цицит, то есть от первого узла до конца нитей, должна составлять по меньшей мере двенадцатикратную ширину большого пальца. И для того, чтобы нить была красивой, необходимо, чтобы все позвонки вместе составляли треть длины, а свисающие свободно концы нитей — две трети, поэтому при прикреплении цицит необходимо проследить, чтобы длина каждого позвонка была равна ширине большого пальца, и тогда получится, что длина всех позвонков в сумме равна четырехкратной ширине большого пальца, а свисающих нитей — восьмикратной. А если нить чуть длиннее, то и позвонки надо сделать, соответственно, чуть длиннее.
Отверстие на каждом углу должно находиться примерно в двух сантиметрах от края, Тора заповедовала, чтобы оно находилось на «углу» одежды. Если на углах образовались разрывы, их обычно можно отремонтировать. Нити должны быть сделаны либо из шерсти, либо из того же материала, из которого изготовлена одежда. Каждая нить фактически состоит из двух нитей, скрученных вместе, и должна быть развернута. Поэтому следует покупать цицит только под надлежащим раввинским надзором.
Почему нити обмотаны 7, 8, 11 и 13 узлами?
Семь представляет собой совершенство физического мира, созданного за семь дней.
Восемь — это количество трансцендентности, которая выходит за пределы природы.
Одиннадцать — это числовое значение букв вав-ѓэй, последние две буквы имени Творца.
Тринадцать — это числовое значение слова «один» на иврите (( אחד.
Несмотря на то, что под рубашкой носят талит-катан, существуют разные обычаи в отношении того, следует ли оставлять кисти сверху или нет. С учетом цели, ради которой носят кисти цицит, считается, что лучше носить их «расправленными», чтобы мы могли лицезреть их и использовать как напоминание о необходимости исполнения заповедей. Однако, если это вызовет ваше смущение или несогласие, если вы живете среди не евреев, то приемлемо, чтобы нити были заправлены под одежду.
Порванные нити цицита. Что делать, если одна или несколько нитей рвутся?
Наш обычай состоит в том, что каждая нитка, когда она вставлена впервые, должна быть длиной 24-28,8 см. Если после этого нитка повреждена или разрезана, то:
- Если разрыв находится в середине узлов и намоток, то, согласно большинству мнений, цицит не кошерен.
- Если разрыв находится в той части, где нити свисают свободно, то, даже если есть разрыв до обмоток, он все еще кошерный.
- Если есть два разрыва, то мы должны определить, являются ли они двумя концами одной и той же нити, учитывая, что каждая нить была первоначально вставлена в отверстие и удвоена.
Как узнать, являются ли эти два конца от одной и той же нити?
Во-первых, при первоначальной привязке узлов к кистям цицит следует убедиться, что два конца любой нити всегда находятся на противоположных сторонах узла. Таким образом, в случае разрыва двух ниток нужно:
Если две разорванные нити находятся на одной стороне узла, можно полагать, что они от двух разных нитей. Это все еще кошерно, даже если две нити повреждены до обмоток. Если две разорванные нити находятся на противоположных сторонах, то одной из разорванных нитей потребуется достаточная длина, которую можно было бы связать», примерно на длину галстука, минимально (4- 4,8 см).
Если есть три разорванные нити, то этой длины — 4, 8 см — недостаточно. Скорее, понадобится полная длина нити, так как нам потребуется как минимум две целые нити, и есть опасение, что эти три конца могут быть от трех разных ниток, при одной полной и неразорванной нити.
Отверстие, через которое пропускают нити цицит, не должно отстоять от края талита как по длине, так и по ширине больше, чем на тройную ширину большого пальца, поскольку место, отстоящее от края одежды дальше, чем на три ширины большого пальца, уже не называется «краем одежды», а называется просто «одеждой». И, если он проделал отверстие дальше от края, чем три ширины большого пальца, то, хотя при прикреплении кистей цицит он затягивает узел, так что отверстие приближается к краю, тем не менее, талит не кошерный.
И если после того, как он привязал кисти цицит к отверстию, дальше положенного отстоящему от края, он подрезал отверстие, чтобы узел приблизился к краю на нужное расстояние — талит также не кошерный, ибо сказано: «Сделай — то есть сделай от начала до конца, а не переделай что-то уже сделанное».
И также не следует приближать отверстие к краю талит как по длине, так и по ширине на расстояние, меньшее, чем длина большого пальца от среднего сустава до кончика ногтя, поскольку часть одежды, расположенная так близко к краю, также не называется «край одежды», а называется «под краем». А если отверстие было отдалено от края на нужное расстояние, но из-за завязывания узла на цицит край талита немного сморщился, и теперь расстояние от края меньше необходимого, талит, тем не менее, кошерен.
Одежда
Для кистей цицит требуется только четырехугольная одежда. Например, пончо требует кистей цицит. Обычная рубашка не требует цицит, потому что у нее есть только два «угла» (впереди). Точно так же футболка не требует цицит, поскольку у нее нет углов. Однако, если бы вы разрезали швы по бокам футболки (так, чтобы большая часть стороны была «открыта»), это создало бы «четыре угла», и футболка потребовала бы кистей цицит.
Сегодня, поскольку четырехугольная одежда не так распространена, мы не обязаны носить одежду с четырьмя углами, дабы выполнить эту важную мицву.
Для этого создаются два вида одежды: талит катан (маленькая накидка, молитвенное покрывало) и талит гадоль (большая накидка, молитвенное покрывало).
Талит катан
Талит катан обычно состоит из простой белой прямоугольной одежды с отверстием в центре для головы. Для взрослых это должна быть длина не менее 18 дюймов с каждой стороны (т. е. 18 х 36 см в развернутом виде). Талит катан носится на протяжении всего дня под обычной рубашкой. Его нельзя оставлять на ночь.
Тот, кто не будет носить талит гадоль позднее, должен прочесть специальное благословение при надевании талит катан.
Когда еврейскому мальчику исполняется три года, ему, как правило, преподносят его личный талит катан, и таким образом он привыкает к этой важной мицве с раннего возраста.
Талит гадоль
Талит гадоль (часто называемый талит для краткости) — это большая белая ткань, в которой нет отверстий. Это делается для того, чтобы носить его во время утренних молитв (отсюда и термин «молитвенная накидка, или молитвенное покрывало»). Идея носить специальный талит во время молитвы состоит в том, что мы упоминаем заповедь Торы о кистях цицит во время главной молитвы — Шма.
Ткань обычно имеет черные, белые или синие полосы. В идеале она должна быть сделана из чистой шерсти. Талит носится на плечах, с двумя углами впереди и двумя — сзади. Обычный размер талита — 1 х 1.5 метра, возможны и другие размеры. Минимальная величина талита — размер, достаточный для того, чтобы покрыть ребенка, уже научившегося ходить (Шульхан арух, Орах Хаим. 16:1).
Шарф не требует кистей цицит, потому что он не имеет необходимого минимального размера. Аналогично, маленькие шарфы, которые люди иногда носят вокруг шеи, не являются молитвенным покрывалом талит и не требуют исполнения мицвы .
В те дни, когда накладываются тфилин , талит надевают первым.
Прежде чем надеть талит гадоль, нужно проверить нити, чтобы убедиться, что они не запутаны или не повреждены.
При надевании талит гадоль читается специальное благословение — леитатеф бацицит. Следует иметь в виду включение талит катан в благословение. Также важно помнить, что ношение кистей цицит должно напоминать нам о всех заповедях Торы.
Сразу же после прочтения благословения, талит гадоль накидывают таким образом, чтобы покрыть им также и голову, а все его четыре угла перебрасывают через левое плечо (движением, называемым «ишмаэлевым окутыванием» — атифат ишме‘элим), после чего талит опускают на плечи, так что его углы свободно свисают по бокам.
Во время утренней молитвы (Шахарит) принято прижимать кисти талита к глазам и трижды целовать их во время произнесения последнего раздела молитвы Шма, где говорится о заповеди цицит (Шульхан арух. Ар., ОХ. 24:4). Причина перебрасывания молитвенного покрывала влево состоит в том, что мы хотим, чтобы цицит защитил нас от желаний и страстей сердца, как написано в Бемидбар 15: 39.
Затем мы выпрямляем кисти цицит, так чтобы две кисти цицит были впереди и две сзади; две справа и две слева. Таким образом, мы окружены мицвой талита. Благословение «обернуто, окутано в цицит» не будет выполнено, если талит надевают, как шарф.
Впоследствии талит может быть оставлен только на плечах. Некоторые люди покрывают им голову во время утренних молитв, дабы как можно больше сосредоточиться на молитве и усилить в душе, благодаря окутыванию, ощущение близости Бога.
К талиту нужно относиться с уважением. Поэтому следует стараться не допускать, чтобы нити тянулись по полу. Кроме того, талит гадоль предназначен для молитвенных служб, так что его следует снять, прежде чем войти в ванную комнату. Разрешается войти в ванную комнату в талит катан.
После того, как утренняя молитва завершена, талит гадоль убирается на место.
Есть разные мнения о том, когда мальчик должен начать носить талит гадоль. В некоторых общинах мальчики надевают его в возрасте 13 лет; в других общинах – при вступлении в брак. Каждый должен следовать обычаям своей общины.
Женщины и цицит
Женщины традиционно не носили и не носят цицит. И вот почему:
В Торе есть много заповедей, которые связаны с определенным временем. Например, благословение лулав выполняется во время периода Суккот.
Цицит также привязан ко времени молитв, ибо заповедь исполняется только в дневное время (подразумевается в стихе «вы увидите это», что исключает лицезрение цицит ночью). Как и в случае с большинством повелительных «временных» заповедей, они наложены только на мужчин. (Смотрите тему «Исполнение женщинами мицвот» более подробно на нашем сайте).
Синяя (голубая) нить
Тора говорит, что из четырех нитей в каждой кисти на углу одна должна быть (תכלת ) «тхелет». Тхелет — это и цвет, и голубой краситель, сделанный из крови морского моллюска (хилазон), найденного на северном побережье Израиля.
Почему мы не используем голубую (синюю) нить сегодня?
Этот голубой краситель был очень дорогим, сама, уже описанная нами улитка появлялась раз в 70 лет, по этой причине такая краска (тхелет) стоила очень дорого,
Ввиду особой ценности этого красителя, римляне (завоевавшие Израиль в 63 г. до н. э.) постановили, что указанной краской может пользоваться только королевская семья; ее представители могут носить цветную одежду тхелет. Это привело к тому, что еврейские красильщики ушли в подполье. К 639 году н.э., времени арабского завоевания Эрец-Исраэль, тайна тхелет была утеряна.
В наше время, коль скоро секрет изготовления краски тхелет на более чем 1500 лет был утерян, многие евреи носят кисти цицит неокрашенными, что не противоречит исполнению заповеди, так как тхелет — отдельная заповедь.
В конце XX века предприняты международные попытки восстановить технологию окраски голубых нитей. Было высказано предположение, что краска тхелет представляет собой особую, голубоватую разновидность пурпура, родственную цвету индиго. В то же время надёжно реконструировать тхелет не удаётся, так как технология позволяет получать различные оттенки, а какой из них, в точности, соответствует требуемому, не совсем ясно.
Интересно, что ряд полос (обычно черных или синих) почти на каждом талит гадоль может быть источником напоминания о «свивании веревки тхелет», когда-то носившейся как часть кисти цицит.
Наконец, давайте закончим шуткой:
Шломи решил попробовать воспользоваться новой китайской химчисткой в городе. Он привез свой талит для очистки. Когда пришло время забрать его, он был ошеломлен, увидев счет в 105 долларов.
«Почему так много?!» — воскликнул Шломи.
«Пять долларов, чтобы очистить одежду, — сказал мужчина, — и 100 долларов, чтобы распутать все эти узлы!».