Вопрос:
— Уважаемый господин Аллисон! Мне очень нравятся ваши статьи и ответы на вопросы. Я надеюсь, что вы сможете дать объективный ответ на мою «головоломку». Я росла в межконфессиональной семье (мать — католичка, а отец сторонник реформистского иудаизма). Моя мама была более религиозной, чем отец, и поэтому родители решили, что я должна воспитываться так, как принято у католиков. Мы по-прежнему отмечали еврейские праздники и постились в Йом Кипур, но религиозную жизнь я глубоко впитала от матери. Однако в католицизме я чувствовала себя чужой и, отправившись на учёбу в колледж, начала постепенно знакомиться со своими еврейскими корнями. Спустя восемь лет я побывала в Израиле, где приняла участие в программе «Маса», и там я влюбилась в еврейского парня.
Я ощущаю себя «правильной» еврейкой: начала соблюдать мицвот и очень хочу выйти замуж за еврея, чтобы создать настоящую еврейскую семью. Проблема, конечно, в том, что я не считаюсь еврейкой по ортодоксальным меркам, но всячески избегаю вхождения в реформистские круги. Я очень серьёзно воспринимаю обращение в ортодоксальный иудаизм и надеюсь услышать ваше мнение о том, можно ли мне принять иудаизм по причинам, о которых я расскажу.
Самая сильная причина, на которую я хочу обратить Ваше пристальное внимание: я не желаю, чтобы мои дети проходили через то, что пришлось пережить мне. Я была потерянной не еврейкой в своей семье и «еврейским» ребенком в католической школе! Я отношу себя к еврейской среде, несмотря на то, признает меня официально раввинат и еврейская ортодоксальная община еврейкой или нет, при этом я осознаю, что одного моего желания недостаточно для осуществления этой цели.
Не хочу, чтобы мои дети и муж столкнулись с теми проблемами, с которыми встречаюсь я сегодня. Я желаю, наконец, стать официальным членом еврейского «клуба» и поставить вопрос о возможности моего законного причисления к еврейству.
Чувствую также «зов предков», умоляющий меня сохранить еврейскую традицию в нашей семье. Мой религиозный прадед в свое время приехал сюда из Польши, это случилось после того, как его семья была уничтожена во время Холокоста. Мой прадед учился с Давидом Бен-Гурионом, был его одноклассником.
Теперь, спустя два поколения, его внук — мой отец — не умеет читать на иврите, не молится, не посещает синагогу, кроме того, он пытался задуть свечи, которые я зажгла в Шабат, так как побоялся, что плавящийся воск повредит подсвечник.
Что-то же обязано произойти! Ибо, если я не сохраню наши прекрасные еврейские традиции, они канут в лету, и никто не сделает за меня эту важную работу! Раньше я не предполагала, что когда-нибудь захочу стать ортодоксальной еврейкой. Это для меня настоящее потрясение! Скорее всего, я считаю себя реформистской девушкой (в противовес консерваторам и прочим). Я стараюсь исполнять как можно больше мицвот, но знаю, что никогда не исполню 613 заповедей от Алеф до Тав.
Ну, после столь длинного моего письма, задам свой вопрос: «Думаете, мои причины для обращения в иудаизм обоснованы? Или я просто морочу себе голову? Вожу себя за нос?» Большое спасибо за любые мысли и возможный совет, которые Вы мне дадите. Я действительно люблю ваш сайт. Он меня очень вдохновляет и помогает.
С уважением, Т.С.
Ответ раввина:
Уважаемая Т.С!
Спасибо Вам за ваш вопрос и добрые слова в адрес нашего сайта.
На вопрос, что считать действительной причиной для обращения в иудаизм, хочу сказать Вам: тот факт, что вы чувствуете зов предков, «умоляющих вас сохранить традицию в вашей семье», — именно это переживание является одной из самых веских причин, по которой можно стать евреем.
Из того, что вы здесь описываете, чувствуется, что в вас теплится искра еврейской души. Почему девушка, воспитанная в католической семье, ощущает такую необходимость спасти еврейскую традицию от вымирания, хотя, как вы отмечаете, эта традиция не принимает вас в полной мере как своего члена?
Однако мы должны прицельно рассмотреть ваше «потрясение» — тот факт, что вы оказались где-то на границе между реформистами и консерваторами, а не то чтобы между полными ортодоксами. Знаю, что вы позволили ортодоксальной еврейской общине «покопаться» в вас несколько поглубже, и поэтому сказали, что они не рассматривают вас, как еврейку, хотя вы отождествляете себя с еврейским народом. Но давайте подумаем, почему ортодоксальное еврейство в целом выражает такие требования.
Ортодоксальное еврейство обладает строгими критериями для проверки каждого человека-«пришельца» (гера), желающего обращения в иудаизм, дабы потом не исключать людей без необходимости или отрицать их приверженность чему-то, в то время как они чувствуют себя частью этого мира. Как я упоминал в своём комментарии о еврейском статусе Амара Штудемира, традиционный иудаизм рассматривает акт обращения в иудаизм как отправную точку, с которой не еврей, обязанный соблюдать всего семь заповедей, решает взять на себя ответственность по выполнению 613 заповедей.
Но вы должны всегда помнить об этом обязательстве. В наши дни мало кто соблюдает все 613 заповедей, а некоторые из мицвот выполняются всего раз в жизни (к примеру, бракосочетание) или не очень часто (например, мицвот в праздники). Кроме того, к сожалению, никто, даже те из нас, кто родился евреем, не живут по образу ортодоксального еврея, соблюдающего мицвот, которые от нас требуются. Однако одна из определяющих характеристик ортодоксального еврея такова: возможно, мы не соблюдаем все мицвот, но мы стремимся к их выполнению.
Предположим, мой вопрос к вам звучит приблизительно так: «Вы говорите, что никогда не сможете выполнить 613 заповедей от Алеф до Тав. Скажите, почему? Это связано с недостатками человеческой природы или с чем-то ещё? Вы опускаете руки ещё до того, как развязали «войну».
Даже не попытавшись «вести бой», вы уже пали духом».
Если вы считаете, что невозможность исполнения вами мицвот связана с недостатками человеческой природы, то для вас это станет реальной проблемой: обращение в иудаизм потребует со всей искренностью принять заповеди и их выполнять.
Понимаете, то, что мотивирует вас — подхватить эстафету еврейства и возвратить утраченную традицию в лоно вашей семьи, — объясняется тем, что вы стали свидетелем зияющей пустоты между очень религиозным дедушкой и отцом-реформистом, который «не читает на иврите, не молится, не посещает синагоги и хотел задуть субботние свечи».
Вы должны понять, что то, что произошло в вашей, моей семье и семьях других евреев за последние несколько поколений — это отказ евреев сохранять всю еврейскую традицию — всю Тору и её наследие, оставив из всех заповедей те, которые представляли для них личную ценность.
Есть много реформистских и консервативных евреев. Я был одним из них — многие мои родственники и друзья до сих пор остаются в их сообществе. Но если еврейская традиция — это то, что вы ищете, вам достаточно взглянуть на уровень смешанных и ассимилированных браков в этой среде, чтобы понять: здесь не всё работает в передаче традиций иудаизма следующему поколению.
Думаю, что одна из главных причин этого краха — это приобщение человека к иудаизму в качестве «сортировщика и избирателя», с целью отбора того, что ему удобно. С каждым разом, поколение за поколением, отсеивает и выбирает из еврейского наследия что-то подходящее, шаг за шагом, до тех пор, пока не останется ничего.
Пытаюсь на этом сайте убедить Вас в том, нормальный, живой, непредвзятый и образованный человек может при этом оставаться самым настоящим ортодоксальным евреем. Понимаю, что такое коренное изменение образа жизни воспринимается вами излишне радикальным. Но если вы хотите не только поддерживать еврейские традиции, но и успешно передавать их будущим поколениям, самый лучший и верный шаг — это жизнь по Торе и преданность еврейству — и только таким образом вы сохраните еврейский закон.
Через искренний и захватывающий образ еврейской жизни и любовь к Торе вы зажжете в своих детях огонь восхищения и преданности и разбудите в них стремление сохранить еврейские ценности и передавать эстафету еврейского наследия дальше — от поколения к поколению.
Если у вас есть вопросы, связанные с выполнением конкретных мицвот, и Вы встретили трудности в их выполнении и применении в жизни, пожалуйста, не стесняйтесь снова связаться с нами.
Желаем удачи в вашем познании жизни и успехов в осуществлении достойных и прекрасных целей.
С уважением, Аллисон.