Воровство и грабеж
Следует сказать, что запреты на воровство и грабеж одни из самых суровых запретов Торы. В обоих случаях речь идет о присвоении чужого имущества, иногда о насильственном присвоении чужого имущества, чтобы пользоваться им вопреки желанию владельца.
Разница между воровством (гнева) и грабежом (гезель) заключается в том, что кража — это тайное похищение имущества, происходящее без ведома хозяев, когда преступник уверен, что действует незаметно для потерпевшего и кого-либо еще, тогда как грабеж совершается явно, дерзко, бесстрашно, на глазах хозяев или нанятых ими охранников, при помощи запугивания, нередко с применением физической силы, посредством насилия воли владельца собственности или тех, кто ее охраняет.
Запреты Торы
Фактически запрет красть приводится в Торе дважды, хотя упоминается 3 раза. Один раз – в главе Кдошим, обращение во множественном числе: «Не крадите» (Ваикра, 19:11), другой — в Десяти Речениях в главе Итро с обращением в единственном числе: «Не кради» (Шмот, 20:13), а затем этот же запрет в точности повторяется в главе Ваэтханан (Дварим, 5:17).
По мнению наших мудрецов, первый запрет «Не крадите», относится не ко всем кражам, а именно к краже людей, киднеппингу, как это называют сегодня.
Что касается запрета грабить, в главе Кдошим (19:13) сказано (в единственном числе): «Не грабь».
С точки зрения светской мировой законодательной практики, кража в некотором смысле все же меньшее зло, чем грабеж, однако взгляд Торы на это иной. Объясним это далее.
Что включает в себя запрет воровства?
Тора запрещает воровать даже наименее ценный предмет и у кого бы то ни было: как у мужчины, так и у женщины, как у взрослого, так и у ребенка, как у еврея, так и у не еврея. И, например, взять с работы для личного пользования бумагу, ручку, скрепки, с точки зрения еврейского закона, это настоящая кража.
Запрещено воровать даже в шутку или красть с намерением вернуть украденный предмет или заплатить за него.
Запрет воровства включает в себя запрет не отдавать вещь, взятую на хранение, или не заплатить плату за труд.
Тот, кто незаконно изменяет границы земельных угодий или других видов недвижимости, тоже совершает кражу.
Тот, кто взвешивает товарищу при помощи гирь, меньше номинальных единиц веса, принятых в данном месте, или отмеряет при помощи меры, меньшей, чем номинальные меры объема, принятые в этой местности, не только нарушает запрет «Не кради», но еще и дополнительный запрет «Не мошенничайте в суде, в мерах, гирях и объемах» (Ваикра, 19:35).
Запрет на кражу людей
Как уже было сказано, тот, кто крадет человека, нарушает одну из основополагающих Десяти Заповедей «Не кради» (Шмот, 20:13; Дварим 5:17). За нарушение этого запрета полагается смертная казнь, как сказано: «Если найдется человек, укравший кого-либо из братьев своих, сынов Израиля… да умрет этот вор» (Дварим, 24:7).
«Воровство знания»
Дополнительный вид воровства, который запрещает Тора, это так называемое «воровство знания» (гневат а-даат). Суть этого запрета заключается в том, что у человека создают впечатление, будто для него сделано какое-то выгодное, доброе дело, тогда как это не соответствует действительности. Подробно об этом запрете читайте тут.
Обязанность вернуть украденную вещь
Если человек украл у ближнего какую-то вещь, Тора прежде всего обязывает его вернуть её владельцу.
Если суду стало известно о краже не от того, кто ее совершил, а от свидетелей, то, возвращая украденное, виновный обязан добавить еще стоимость этой вещи деньгами. Получается, что в таком случае вор обязан вернуть вдвое больше (Шмот, 22:3). Это штраф, который Тора возлагает на вора.
Тот, кто похитил овцу и продал ее или зарезал, должен заплатить потерпевшему в 4 раза больше ее стоимости, а тот, кто похитил быка и продал его или зарезал, обязан заплатить в 5 раз больше его стоимости (Шмот 21:37).
При этом, если о краже стало известно благодаря признанию самого вора, он не обязан возвращать вдвое или в несколько раз больше в зависимости от того, что украл и как этим распорядился, поскольку закон гласит: «тот, кто сам признается в совершенном грехе, освобожден от выплаты штрафа».
Штраф оплачивает только вор, к грабителю это не относится.
Запрет покупать у вора
Запрещено покупать у вора то, что он украл — это тоже считается большим преступлением, поскольку таким образом покупатель подталкивает того к совершению все новых и новых краж. Ведь если бы вор не нашел покупателя, очевидно, не стал бы больше красть.
Более того, нельзя приобретать никакую вещь, относительно которой в точности не известно, что она не была украдена, но есть веские основания предполагать, что она действительно могла быть украдена.
Суровость запрета воровать
Воровство и грабеж, как уже говорилось, одни из самых порицаемых преступлений, упомянутых в Торе. Сказали наши мудрецы (Санедрин, 108), что окончательный приговор поколению потопа был утвержден именно из-за грабежа, как сказано (Берешит, 6:13): «Конец всего живого решен предо Мною, ибо земля наполнилась грабежом из-за них».
И это несмотря на то, что у людей поколения потопа были такие тяжелые грехи, как идолопоклонство, кровосмешение, все виды извращений и жесточайшее кровопролитие.
Пишет рабейну Йона (Шаарей Тшува, 3:24): «хотя кровосмешение хуже грабежа, наказание за грабеж приближает день гибели преступника и усиливает печаль его будущего».
И еще сказали наши мудрецы (Ваикра Раба, 33): если человек совершил много преступлений и среди них были воровство или грабёж, эти преступления обвинят его на Небесном Суде в наибольшей степени.
«У него нет страха ни перед кем…»
В трактате Бава Каба (79б) приводится объяснение рабана Йоханана бен Закая, почему Тора обязывает вора возместить стоимость украденного имущества в двойном размере (а в случае, если были украдены овца или бык – в четырехкратном или пятикратном), в то время как грабитель должен вернуть потерпевшей стороне только то, что присвоил, не платя дополнительно никакого штрафа.
И объяснение это следующее: «Грабитель чтит раба и Господина в равной мере, а вор почитает раба более, чем Господина». Под Господином, как понятно, здесь подразумевается Бог.
Иными словами, грабитель своими действиями показывает, что у него нет страха ни перед кем – ни перед Богом (Господин), ни перед людьми (раб), в то время как вор, присваивая чужое, таясь только от людей, боится их, но совсем не боится Бога. А между тем, скрыться от Всевышнего и Его возмездия невозможно.
Запрет воровства для не евреев
Запрет воровать одна из 7 заповедей, которые обязаны соблюдать и не евреи.
В этот запрет, кроме самого воровства, входит также запрет отбирать у другого имущество силой, а также не платить работнику и прочее.