Что такое битахон?
Для того чтобы понять, что такое битахон, давайте сначала установим, чем он не является.
Битахон не означает слепую веру в то, что все будет «в ажуре». Это не означает веру в то, что я могу ночью прогуляться по опасному кварталу, и на меня не нападут. Это не означает веру в то, что я могу мчаться на машине с какой угодно скоростью, чтобы успеть на встречу, и не попаду в ДТП. Это не вера – это самообман, принятие желаемого за действительное. Это проистекает из нашего стремления к легкости и комфорту и не имеет ничего общего с верой в Бога.
Участие Бога в нашей жизни
Бог знает обо всем, что происходит, включая и все мысли в головах всех людей. Ничто не может произойти без того, чтобы Бог постоянно не превращал это в реальность. Тот факт, что что-то существует, будь то булыжник на мостовой, или муравей № 8162 на земле, это проявление постоянной воли и осведомленности Бога.
Ничто не происходит без воли Бога.
Но между волей и вовлеченностью существует огромная разница.
Хотя Бог желает, чтобы муравей № 8162 существовал, Бог не принимает активного участия в жизни муравья № 8162. Муравей создается как часть чего-то намного большего, чем он сам – экосистемы вселенной. Считается, что его жизнь происходит согласно законам того, что мы в данный момент назовем «природой».
Бог может также решить, что на дороге выбоины не будет, и что пуля должна попасть в цель.
С тем, чтобы понять, что Бог создает реальность с лучшим исходом для нас – попадет ли пуля в цель, или пролетит мимо – давайте рассмотрим случай из жизни Моше Рабейну.
Бог велел Моше отправиться к Фараону и потребовать, чтобы он отпустил еврейский народ, пребывавший в рабстве. В ответ Фараон приказал наказать еврейских рабов. Он издал указ, чтобы они не только делали кирпичи, но и собирали сырье для их производства. Моше, потрясенный тем, что теперь, когда он выполнил Божью волю, жизнь его народа стала еще тяжелее, спросил Бога: «Зачем Ты причиняешь зло этому народу?»
Моисей спросил Бога: «Зачем Ты причиняешь зло этому народу?»
В своем вопросе Моисей допускал, что Божья воля была для него непонятна. И все же, когда Бог в следующий раз велел ему что-то сделать, Моисей с готовностью повиновался.
Подлинный битахон не означает, что у человека не должно быть вопросов. Подлинный битахон означает осознание того, что ответы существуют, и что они хорошие, но они могут в данный момент быть нам неизвестны.
Разница состоит в том, сомневаемся ли мы в себе (то есть, в нашей способности все понимать), или в Боге.