Что такое «добровольная молитва»?
Молитва есть служение Творцу, так же как жертвоприношения, которые евреи приносили в Храм, являлись формой служения Творцу. Эта параллель послужила основанием для установления нашими мудрецами времени молитв в те самые часы, когда приносились жертвоприношения.
Так, время молитвы Шахарит соответствует времени утреннего жертвоприношения Тамид, а время молитвы Минха соответствует времени послеполуденного жертвоприношения Тамид. Время молитвы Маарив соответствует времени, когда можно было сжигать различные части жертвоприношений (всю ночь до утра).
Вследствие того что в субботу и праздники приносили специальное жертвоприношение Мусаф, в эти святые дни молятся также дополнительную молитву Мусаф.
Кроме обязательных жертвоприношений, у каждого человека была возможность принести в Храме добровольную жертву (Недава), и, подобно этому, у каждого человека есть возможность, помимо обязательных молитв, помолиться добровольную молитву Недава.
Законы добровольной молитвы
Коль скоро добровольное жертвоприношение приносили только в будничный день, добровольную молитву также возможно молиться в будничный день.
Жертвоприношение Мусаф невозможно было принести добровольно, поэтому молитву Мусаф не молятся как добровольную молитву (даже в Рош Ходеш).
Добровольную молитву не произносят в общине (но каждый может помолиться и сказать добровольную молитву в одиночестве).
Тот, кто молится добровольную молитву, должен добавить к одному из 12 средних благословений какую-то просьбу, связанную с этим благословением. Предпочтительно добавлять к молитве просьбу, связанную с острой необходимостью, которая возникла только в последние часы (уже после того, как человек помолился основную молитву).
Добровольная молитва в наши дни
Сказано в кодексе законов Шульхан арух:
«Тот, кто желает молиться добровольную молитву, должен быть уверен, что он сумеет сделать это полностью (от начала до конца молитвы) с большой концентрацией внимания и должным молитвенным настроем. Если же человек не уверен в этом, ему не стоит молиться эту молитву». И тогда к нему обращены слова стиха «К чему Мне множество ваших жертвоприношений?!» (Йешаяѓу, 1:11)
Из-за того что подавляющее большинство людей в наше время не могут сконцентрироваться во время молитвы в необходимой мере, законоучители пишут, что в наши дни человеку не стоит молиться добровольную молитву.
Вместе с тем, в наше время эта молитва практикуется, как восполняющая, когда у человека есть сомнение, помолился ли он основную молитву или нет. Даже если молящийся знает, что помолился, но сомневается в том, что сделал это основательно, или, быть может, по какой-то причине молящийся не выполнил свою обязанность и должен помолиться заново.
В этом случае он должен до молитвы высказать следующее важное обоснование: если он выполнил свою обязанность и не должен молиться ещё раз, тогда эта молитва будет равнозначна добровольной молитве, а если нет, то пусть она прозвучит в качестве обязательной молитвы.
Поским пишут, что у молящегося (в этом случае) нет обязанности молиться о какой-то новой острой необходимости, возникшей в последние часы, ибо то, что, благодаря молитве, у него не будет более сомнений, само по себе является ценностью.