Мудрецы говорят, что истина – это печать Б-га. Одно из тяжелых испытаний, стоящих перед нами, – это стремиться вести себя подобно Б-гу, становясь людьми истины, (эмет), честными людьми. Нелегко говорить всегда правду и только правду, не приукрашивая и не преувеличивая происходящее ни в чем. Подчас не сказать даже явную ложь не так просто.
Следующие истории напомнят нам о том, каково приходится быть людям истины, насколько высок уровень требований, который они предъявляют к себе, и какая предельная искренность ожидается от нас в этом вопросе.
Когда умер рав Ицхак Шер, рава Йехецкеля Левинштейна попросили произнести речь на похоронах покойного. Рав Левинштейн отказался. Он объяснил это тем, что недавно погиб его внук, и по этой причине дедушка до сих пор пребывает в трауре.
– Если я заплачу во время речи, люди подумают, что мои слезы по раву Шеру, хотя на самом деле, они льются о моем внуке.
Однажды один человек пришел к раву Элии Лопьяну просить прощения за что-то совершенное им ранее.
– Приходи через две недели, — ответил ему рав Элия. — Если я сейчас скажу, что прощаю тебя, это не будет истиной.
Комментарий рава Каплана:
Это хорошая история для периода Дней Трепета между Рош-ѓа-Шана и Йом Кипур. Люди просят у других прощения. Сказать, что ты прощаешь, если на самом деле это не так, – такое прощение принесет обидчику только вред.
Американский футболист однажды провел всю ночь, пьянствуя с друзьями. На следующее утро жена спросила его:
– Андре, где ты был ночью?
– Видишь ли, — ответил спортсмен, — я вернулся в полночь и заснул в гамаке на крыльце.
– Андре, гамака на крыльце вот уже две недели как нет.
– Ну, это мой рассказ, и я не изменю ему.
Комментарий рава Каплана:
Люди способны прожить всю жизнь, «оставаясь верными» лжи.
Три хазана пришли на прослушивание к Бердичевскому ребе. Закончив, ребе спросил у каждого из них, о чем они думали во время прослушивания.
Первый ответил:
«Я представлял врата Небес, открывающиеся предо мной, и то, как мои молитвы поднимаются к Небесному Престолу».
Второй сказал:
«Я представлял ангелов, присоединившихся к моей молитве, и наши голоса заполнили всю вселенную».
Третий ответил:
«Я думал о том, что мне необходимо выдать замуж четырех моих дочерей. Мне очень нужна эта работа».
– Ты говоришь правду, — сказал рав Леви-Ицхак. – Ты подходишь мне и получишь эту работу.
Еврей- вероотступник однажды донес на Маѓараля Дискина русскому правительству. Рав Йеѓошуа Лейб попал в тюрьму вместе с уголовниками и жалким отребьем. Евреи связались с известным еврейским адвокатом, не религиозным евреем и, вдобавок, женатым на не еврейке, и попросили его о том, чтобы тот защищал рава Йеѓошуа Лейба в суде.
За два дня до заседания суда, адвокат пришел в тюрьму навестить рава Йеѓошуа Лейба, дабы совместно разработать стратегию защиты.
Как только он вошел в камеру, рав Йеѓошуа Лейб отвернулся к стене и закрыл глаза.
– Почему Вы так сделали? – спросил его адвокат.
– Потому что смотреть в лицо злодею, раше – запрещено.
Оправившись от шока, адвокат начал предлагать разные стратегии свидетельства в суде.
– Я не скажу ни слова лжи, — заявил рав Йеѓошуа Лейб.
В начале заседания адвокат сказал судье:
– Я пытался убедить его говорить полуправду, чтобы вытащить его из этого мерзкого дела, но он отказался. Я никогда еще не встречал таких людей.
Этот факт нашел расположение в глазах судьи, и рав Йеѓошуа Лейб был объявлен невиновным и освобожден.
Рав Авраѓам из Чечнева собирался отправиться на конференцию раввинов. Его семья противилась такому путешествию, потому что рав был стар и немощен. Все-таки он настоял на своем.
– Не волнуйтесь, — сообщил он родным, — я не буду там долго засиживаться.
Всю конференцию рав провел на ногах, отказываясь присесть, потому что не хотел, чтобы сказанные его семье слова оказались ложью.
Постоянный дневной миньян проходил в 12.30 в доме мудреца, известного под именем Хазон Иш. Однажды начало молитвы задержалось до 12.45.
Рав Шмуэль Грейнеман подошел к хозяину дома и спросил:
– Я пригласил к себе на встречу человека в час дня. Если я помолюсь здесь минху, то опоздаю на встречу с ним.
Если уйду, – миньян не состоится. Что мне делать?
Ответил Хазон Иш:
– Для любого, кто служит истинности, тут нет никакого вопроса. Отмени миньян, но не отходи от правды ни на йоту.
Рав Яаков Каменецкий стал накладывать тфилин, по мнению рабейну Там, в возрасте девяноста лет.
Его родные поинтересовались почему.
Рав ответил:
– Пятьдесят лет назад рав Шрага Менделович сказал, что мне стоит начать накладывать тфилин рабейну Там, однако я вежливо отказался. Он сказал мне, что если рав Хофец Хаим накладывал его, то должен и я. Я рассмеялся и ответил, что Хофец Хаим начал накладывать тфилин таким образом в возрасте девяноста лет, поэтому и я начну в то же время. Сейчас мне исполнилось девяносто. Раз я так сказал, следовательно, именно это и сделаю.
Один ученик однажды попросил рава Яакова Каменецкого написать ему рекомендательное письмо. Рав Яаков не очень хотел это делать. Родные ученика спросили рава, в чем трудность. И рав Яаков объяснил, что в тот момент он проживает со своим сыном в Нью-Йорке, но на его почтовой бумаге сохранился оттиск его старого адреса в Манси. Писать письмо на таком почтовом листе противоречило его принципу строго придерживаться правды.