Что такие черты характера?
Черты характера – это склонность человека реагировать на происходящее вокруг него тем или иным образом.
Откуда у человека тот или иной характер
Характер дается человеку от рождения и его невозможно значительно изменить.
С физической точки зрения, он определяется генами, которые достаются от родителей, однако из трудов великих каббалистов следует, что своеобразие человеческого характера коренится в индивидуальности его души. (Подробнее об этом читайте тут)
Хорошие черты и плохие
Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что то, как человек взаимодействует с окружающим миром, реагирует на него, изначально заложено в него Творцом, поэтому в принципе нет плохих и хороших черт характера как таковых — вопрос только в том, где и каким образом лучше всего пользоваться этими чертами характера.
Так милосердие обычно положительное качество, однако, если оно применяется в отношении жестоких людей – это уже отрицательное качество.
Сказали наши мудрецы: «Тот, кто милосерден к жестоким, в конце концов станет жестоким к милосердным» (Коэлет Раба, 7:16). Пример этому царь Шауль, который, пожалев злодея Агага, тем самым проявил жестокость к своему народу, ведь от Агага произошел Аман, сделавший евреям много зла и заставивший их очень страдать.
Подобным же образом гнев — обычно он считается негативным качеством, поскольку адекватный и хорошо воспитанный человек всегда должен быть равновесным, спокойным. И все же, как пишет Виленский Гаон, и у этого качества есть разумное применение – когда человек гневается на ецер а-ра (а человек должен гневаться на свое дурное начало!). И так сказали наши мудрецы: «пусть человек постоянно возбуждает в себе гнев на ецер а-ра».
Дерзость также обычно оценивается как очень плохое качество. Наши мудрецы даже сказали так: «Место дерзкого в аду». И все же иногда и это качество бывает необходимо, чтобы служить Творцу – к примеру, если человек находится в окружении насмешников. А может быть, ему надо во что бы то ни стало добиться позитивного результата, а окружающая действительность этому не способствует, как раз наоборот. Тогда дерзкий поступок, слова, сопряжённые с риском, могут помочь проложить дорогу и ускорить позитивный процесс.
Необходимо, выполняя заповеди, не стесняться этого. Так сказал Бен Азай:
«Будь дерзким, чтобы выполнить волю Отца твоего, Который на небесах».
Золотая середина
Поскольку в принципе нет хороших или плохих черт характера, человек должен избегать крайностей и стараться находить золотую середину, пользуясь качествами, данными ему, по мере необходимости и согласно ситуациям.
Качества, в которых не может быть середины
И все же есть качества, в которых нельзя стремиться к золотой середине, а нужно выбирать одну из крайностей. Эти качества — гордыня и злость.
Рамбам пишет о гордыне:
«Недостаточно человеку быть просто скромным, он должен быть смиренным и очень скромным. Поэтому сказано о Моше Рабейну: “очень скромный” (Бамидбар, 12:3), а не сказано просто “скромный”. И по той же причине указали мудрецы: “Будь очень и очень смиренным”».
А о злости он пишет:
«Также злость — очень плохое качество, и стоит человеку отдалиться от нее до противоположной крайности и приучить себя не злиться, даже на то, на что стоит злиться».
Бывают парадоксальные ситуации, когда, чтобы повлиять на иных людей в правильном направлении, полезно продемонстрировать злость. Но тогда это может быть только имитация злости, когда человек контролирует себя и ситуацию, не теряя гибкости и чувства меры, не подключая эмоции. Далеко не каждый человек настолько владеет собой, поэтому лучше не испытывать себя понапрасну, чтобы не нарушить границу дозволенного.
Гнев, вожделение, гордыня
Пишет Виленский Гаон:
«Плохие качества делятся на три основных типа: гнев, вожделение и гордыня, которые соответствуют зависти, вожделению и жажде почета» (Авот, 4:28).
Каждое из этих качеств состоит их двух. Гнев — из зла, на иврите «ра», и обмана – «мирма». Если ра здесь явное зло, открытое, то мирма – это когда на устах мед, а в сердце яд, то есть еще большее злое.
Вожделение состоит из страсти – «таава», и желания – «хемда». Таава — это непосредственное телесное удовольствие, например, еда, питье и т.п., а хемда – такое, как, например, стремление к деньгам, красивой одежде, приобретению недвижимости.
Гордыня состоит из гордости («геа») и высокомерия («гаон»). Гордость — в сердце, а высокомерие — желание вознестись над людьми.
Как исправить качества
Рамбам пишет, что, если у человека есть качества, которые нуждаются в исправлении, ему следует сначала постараться на некоторое время уйти в противоположную крайность, а потом вернуться к середине.
«Тому, кто вспыльчив, — пишет он, — говорят вести себя так, чтобы, даже если его бьют и проклинают, старался не испытывать никаких чувств, оставался равнодушным; и должен вести себя так долгое время, пока вспыльчивость вовсе не исчезнет из его сердца. А если был гордецом — пусть ведет себя приниженно и держится ниже всех, и носит старые тряпки, унижающие того, кто их надевает, и тому подобное, пока не уничтожит свою гордыню. Затем пусть вернется к среднему состоянию, которое является правильным — и когда окажется на среднем пути, пусть идет по нему все свои дни. И так же пусть поступает со всеми остальными качествами: если был в одной крайности, пусть идет к другой крайности и ведет себя в соответствии с ней так долго, пока не обретет равновесие и не придет на правильный путь, а это средний уровень в каждом качестве».
А вот что Виленский Гаон говорит относительно исправления дурных качеств:
«Желающий оставить свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах истинности. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать. И приучать себя перегибать каждое плохое качество к его крайней противоположности. Например, от гнева — к сопереживанию, а от гордости — к максимальному самоуничижению. Но не следует сразу перемещаться к крайней противоположности, а нужно двигаться постепенно, от одного уровня к другому, понемногу.
После этого следует найти среднее [умеренное] положение, как предписано Торой, и придерживаться его, пока оно не станет для человека естественным. Ибо если он сразу же направится по средней дороге, то [потом] не дай Бог вернется к прежним привычкам. Ведь на этом пути влечение ко злу однажды уже пересилило его».
А что делать тому, у кого сильное влечение к злу?
Пишет Виленский Гаон:
«Даже тот, чья натура дурна, не должен во всем идти против своей природы, ибо это у него не получится. Но следует приучать себя идти прямым путем в соответствии со своей природой. Например, тот, кто родился под знаком Марса, непременно прольет кровь. Но он может стать шойхетом (резником) — это путь среднего человека (бейнони), или моэлем (специалистом по обрезанию) — это путь праведника, а не становиться грабителем и убийцей».
Важно исправить
Поскольку, исправляя свои качества человек воцаряет ум над своими желаниями и животными потребностями, тем самым вместе с Творцом он участвует в преображении человека, а это то, что Господь желал при его создании, когда сказал Он: «создадим человека» — во множественном числе. То есть о материальном совершенствовании позабочусь Я, Господь, а о духовном совершенствовании позаботься ты сам, человек.
То, насколько важно исправлять качества, мы можем выучить из сказанного одним из величайших каббалистов всех поколений рава Хаима Виталя в книге Врата Святости (1:2):
«Качества заложены в низшей душе человека, называемой фундаментальной… С этой душой связаны добрые и дурные качества, и они трон, фундамент и основа для возвышенной разумной души, с которой связаны 613 заповедей Торы… Поэтому, качества не являются частью заповедей, но они суть важнейшие предпосылки исполнения или пренебрежения заповедями, ведь разумная душа может исполнить их с помощью органов тела только посредством фундаментальной души, непосредственно связанной с телом.., поэтому дурные качества намного хуже самих преступлений».
Обратите внимание, подобное пишет и Виленский Гаон (Эвен Шлема, 1:1):
«Все служение Всевышнему зависит от исправления качеств характера. Они [эти качества] подобны облачению для заповедей и для основ Торы. И все грехи имеют своим корнем качества характера».
А в другом месте (коммент. на книгу Мишлей) он пишет: «Основа жизненности человека — постоянно укрепляться в преодолении [своих дурных] качеств. И если он этого не делает, то зачем живет?!»
Рав Хаим Виталь поясняет сказанное мудрецами о том, что дурные качества зачастую хуже самых серьезных преступлений. Так в трактате Шабат сказали наши мудрецы, что тот, кто гневается, как будто служит идолам, что является самым серьезным преступлением.
А в трактате Сота (4б, 5а) сказали мудрецы, что «тот, кто заносчив, как будто отрицает основы [веры]… и следует его искоренить как Ашеру (дерево для идолопоклонства)… и прах его не пробуждается».
Из всего этого рав Хаим Виталь делает следующий вывод: «Таким образом, к качествам следует быть еще более внимательным, чем к предписывающим заповедям и запрещающим, ибо, обладая добрыми качествами, все заповеди легко исполнять».
Тора об обязанности исправлять свои качества
Сказано в Торе (Дварим, 10:12-13): «А теперь, Израиль, чего Бог, Всесильный твой, требует от тебя? Только страха перед Богом, Всесильным твоим, идти всеми путями Его и любить Его, и служить Богу, Всесильному твоему, всем сердцем твоим и всей душой твоей, соблюдать заповеди Бога и установления Его».
Тут перечислены все составные части совершенного служения, которое желанно Всевышнему: страх, хождение Его путями, любовь, непорочность сердца и соблюдение всех заповедей.
Пишет Рамхаль, что следование Его путями включает в себя добрые качества и желание их улучшать. Мудрецы разъяснили это так (Шабат, 1336): «Как Он милостив и милосерден, так и ты будь милостив и милосерден».