Вопрос:
Известно, что у сыновей Ноаха (Ноя) есть 7 заповедей. Но в Библии я их не нашел. Скажите, где они упоминаются?
Ответ:
В Торе эти заповеди прямым текстом не упоминаются (в отличие от 10 заповедей, которые были получены на Синае). Рамбам — в своем труде Законы царей (9:1) — пишет, что они получены еще от самого Моше Рабейну (тем не менее, большая часть из них была дана еще Адаму) и затем передавались по традиции из поколения в поколение.
Он также отмечает, что все эти заповеди логичны, и каждый человек, способный логично мыслить, может сам осознать: они необходимы, чтобы не разрушить мир, и, дабы человеческий род продолжался, должен сохраняться уровень порядочности, подобающей достоинству человеку.
И все же намек на все эти заповеди в Торе существует.
Наши мудрецы (Санедрин, 56б) усматривают его в повелении Творца Адаму: «И повелел Господь Бог человеку так: От всякого дерева в этом саду можешь есть» (2:16). Но ранее уже было сказано: «И сказал Бог: …и всякое дерево, у которого плод… вам это будет в пищу» (1:29). На первый взгляд, повторное упоминание этого может показаться лишним. Однако мудрецы видят в этом как бы дополнительном стихе намек на то, что человечеству разрешено пользоваться этим миром в определенных рамках.
Так, слово «повелел», по мнению наших мудрецов, намекает на суд, задача которого следить за тем, чтобы люди не поступали неподобающим образом (повелевать).
Слово «Господь», которое Танах использует исключительно по отношению к Творцу, намекает, как считают наши мудрецы, на подобающее отношение к Господу — обязывает почитать Его и запрещает богохульство.
Слово «Бог», которое упоминается в Танахе относительно Творца, а также в отношении различных божеств, намекает на запрет идолопоклонства. Суть этого запрета в том, чтобы научить людей правильно относиться к окружающему миру и действующим в нем силам, а кроме того, запрет говорит о понимании, что нет каких-либо сил, независимых от Творца, а значит, подобает поклоняться только единому Создателю.
Слово «человеку» намекает на то, что к человеку нельзя относиться неподобающе, необходимо учитывать его достоинство и интересы, нельзя покушаться на его жизнь – запрещено кровопролитие.
Слова «в этом саду» (именно в этом, а не в другом) намекают на подобающее отношение к имуществу ближнего и запрещает воровство.
Слова «можешь есть» намекают на запрет есть часть, отрезанную от живого животного. В связи с этим запретом в Торе сказано также: ахоль тохель — «кушая, кушай», а Гемара поясняет: кушай только то, что предназначено для еды. Живое животное не предназначено для еды человека, не считается для него пищей, поэтому часть от живого животного есть нельзя.
Запрет на прелюбодеяние усматривают в слове «сказал». Из этого слова учат мудрецы, что человек должен общаться с миром посредством речи, а интимные отношения предназначены исключительно для отношений супругов.
Хотите получать рассылку о 7 заповедях? Нажмите тут.