Йерихо́ (Иерихо́н, ивр. יְרִיחוֹ), известный как «Город пальм», расположенный на севере от Мёртвого моря и рядом с рекой Иордан, является одним из древнейших непрерывно населенных городов в мире. Комментаторы (Раши и Радак) пишут, что этот город называется ‘Йерихо’ из-за хорошего запаха деревьев бальзама, которые были там («реах» на иврите — запах).
Древний город
Йерихо является одним из древнейших непрерывно населённых городов мира. По мнению ряда исследователей, он может быть даже самым древним из них. Город расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима.
Послание разведчиков
Послание разведчиков в Йерихо произошло во времена Иисуса Навина, когда израильтяне готовились завоевать землю Канаан. Иисус Навин тайно послал двух разведчиков из Шиттима с заданием исследовать регион Йерихо (Иисус Навин 2:1).
Разведчики прибыли в Йерихо и остановились в доме женщины по имени Рахав, которая была проституткой. Когда король Йерихо узнал о прибытии разведчиков, он потребовал, чтобы Рахав выдала их (Йеошуа 2:2-3). Однако Рахав спрятала разведчиков на крыше своего дома под стогами льна и сказала послам короля, что мужчины ушли, и их можно поймать, если поторопиться (Йеошуа 2:4-6).
После того как послы короля ушли, Рахав обратилась к разведчикам и попросила их защитить ее и ее семью, когда израильтяне завоюют город. Разведчики пообещали ей защиту, если она повесит красный шнур на окне своего дома, чтобы израильтяне знали, что в этом доме находятся друзья (Йеошуа 2:12-21).
Рахав помогла разведчикам сбежать, опустив их по веревке через стену города. Разведчики вернулись к Йеошуа и рассказали ему о своем путешествии и обещании, данном Рахав (Йеошуа 2:22-24). Впоследствии, когда израильтяне завоевали Йерихо, они соблюли свое обещание и спасли Рахав и ее семью (Йеошуа, 6:22-25).
Взятие Йерихо Йеошуа бин Нуном (Иисусом Навином)
В книге Йешуа рассказывается, что при завоевании евреями Ханаана Йерихо первый подвергся нападению. Укрепления его были так прочны, что евреям не было бы никакой возможности взять его; но стены города пали сами собой от звуков священных труб и, благодаря этому чуду, город был взят. Всё население было уничтожено (кроме блудницы Рахав, спрятавшей лазутчиков). Иерихон подвергся полному разрушению, и было объявлено, что заклятие падёт на всякого, кто решит восстановить его вновь; до царствования Ахава город пребывал в разрушении.
О важности этого первого завоевания свидетельствует приказ, который был дан сынам Израиля, чтобы они обрекли «город и все, что в нем, на Господа» (Йеошуа, 6:17), как они были приказаны освящать всех первенцев людей и скота (Шмот, 13:2), а также возвышенное поэтическое описание завоевания города с помощью трубного звука и звука шофара, не упоминая саму войну, которую вели жители Иерихона, как намекает Йеошуа при собрании народа в Шхеме (Йеошуа, 24:11).
Во времена пророков
Во времена пророков Йерихо был центром пророческой деятельности. Пророк Элияу вместе с пророком Элиша перешел через Иордан, идя к Иерихону, и там Элияу был взят на небо в огненной колеснице (Мелахим II 2). Элиша вернулся в Иерихон и совершил там несколько чудес: он исцелил воды города, которые были неплодородными (Мелахим II 2:19-22), и проклял молодых людей, которые насмехались над ним (Мелахим II 2:23-25).
Во времена возвращения из Вавилонского плена, люди из Иерихон возвратились в Иудею (Езра 2:34; Нехемия 7:36). Во времена Нехемии, люди из Иерихона приняли участие в восстановлении стен Иерусалима (Нехемия 3:2).
Период Второго Храма и Римская эпоха
В период Второго Храма Йерихо был важным центром, где проживали многие известные личности, включая царя Ирода Великого. Ирод построил в Йерихо зимний дворец, который был одним из самых роскошных в его королевстве. В этот период были построены и другие здания, включая театр и гипподром.
В римскую эпоху Йерихо продолжал развиваться и был важным административным центром. В этот период были построены новые общественные здания, включая бани и театр.
Более поздний период
В более поздние периоды Йерихо продолжал играть важную роль в регионе. В период правления Омейядов в Йерихо был построен большой дворец Хишама. В период крестовых походов Йерихо был важной крепостью, контролирующей дорогу к Иерусалиму.
В 1840 году в Йерихо была основана первая еврейская община в современные времена. В 1936 году была основана первая еврейская община в современном Йерихо. В 1967 году, после Шестидневной войны, Йерихо был возвращен под контроль Израиля. В 1994 году Йерихо стал первым городом, который был передан под контроль Палестинской автономии в соответствии с Осло II.
Запрет на восстановление Йерихо
Запрет на восстановление города Йерихо основан на проклятии, которое Йеошуа бин Нун, лидер израильтян после Моше, наложил на город после его завоевания (Йеошуа 6:26). Он сказал: «Проклят перед Господом человек, который встанет и построит этот город Йерихо; своим первенцем он заложит основание его, и своим младшим сыном поставит ворота его». Это проклятие было дано после того, как стены Йерихо обрушились, и израильтяне завоевали город.
В Талмуде (Трактат Сангедрин 113а) говорится, что запрет на восстановление Йерихо распространяется на постройку города с другим названием, но с тем же местоположением, а также на постройку другого города с названием Йерихо. Этот запрет подтверждается историей о Хиеле из Вет-Эля, который попытался восстановить Йерихо и потерял своих сыновей из-за проклятия.
В Иерусалимском Талмуде сказано, что с тех пор как город был отстроен, нет запрета жить там.
Археологические исследования
Археологические исследования Йерихо начались в конце XIX века и продолжаются до сих пор. В ходе этих исследований были обнаружены многочисленные артефакты, которые подтверждают библейскую историю города. В частности, были обнаружены остатки стен, которые, по-видимому, были разрушены в результате землетрясения, что соответствует библейскому описанию разрушения города.
В 1990 году в газете «Едиот Ахронот» было опубликовано исследование, проведенное доктором Брайантом Вудом, археологом из Университета Торонто. Исследование было опубликовано в бюллетене «Biblical Archaeology Review» и научно доказало, что Йерихо действительно был разрушен в 1400 году до н.э. Кроме того, были обнаружены артефакты, подтверждающие библейскую историю. В ходе раскопок, среди прочего, были обнаружены стены, которые целиком опустились в землю во время завоевания Йерихо.