Вопрос:
Уважаемый Реувен Куклин!
В одном из Ваших уроков слышала, что каждая небольшая заповедь важна Творцу и за неё получают хорошую награду. Могли бы Вы привести примеры этому?
С уважением, Ривка
Ответ:
Примеров этому множество. Приведу несколько.
Навуходоносор
В трактате Сангедрин (91 а) сказано, что Нэвухаднэцар стал царём в награду за четыре шага, которые он пробежал во славу Всевышнего. Там рассказывается:
Когда царь Хизкиягу вылечился от своей болезни, Меродах-Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, прислал письмо, в котором осведомлялся о здоровье царя (см. Йешаягу 39, 1). И так писал царь Вавилонский: «Мир царю Хизкии, мир городу Иерусалиму, мир великому Б-гу» (там же в трактате Сангедрин говорится о том, что Меродах-Баладан написал так, узнав о чуде, которое произошло с царём Хизкиягу). Нэвухаднэцар в то время был писцом Вавилонского царя, но когда писали это письмо, он отсутствовал и письмо писал другой писец. Когда Нэвухаднэцар вернулся, он спросил: «Как вы ему написали?» Ему рассказали. Сказал Нэвухаднэцар: «Вы называете Его великим Б-гом, а упомянули в конце. Надо писать вначале «Мир великому Б-гу», и только потом «мир царю Хизкии, мир Иерусалиму»». Ответили ему: «Тогда ты позаботься, чтобы написали так». Нэвухаднэцар пробежал четыре шага, чтобы остановить посланца с письмом. Пришёл ангел Гавриэль и остановил Нэвухаднэцара (чтобы заслуги Нэвухаднэцара не оказались слишком велики — иначе он мог бы нанести евреям окончательное поражение). А в награду за те четыре шага, которые он пробежал, Нэвухаднэцар получил в свои руки всё огромное Вавилонское царство.
Эглон, царь Моава
Эуд пришёл к Эглону, царю Моава, и сказал ему: «У меня слово Б-жье к тебе» (Шофтим 3, 20). Услышав имя Всевышнего, Эглон встал.
Сказали мудрецы («Рут Рабба», 2, 9): «Сказал ему Всевышний: ты встал со своего трона ради славы Моей, клянусь, Я произведу (буквально: «поставлю») от тебя потомка, который будет сидеть на троне, дарованном Всевышнем». Дочерью Эглона была Рут, и известно, что царь Давид был из потомков Рут (см. Рут 4, 18). Таким образом, царь Давид был и потомком Эглона, царя Моава.
Аран
Аран был братом нашего праотца Авраама. Мидраш рассказывает (Берешит Рабба 38, 13): когда царь Нимрод разгневался на Авраама из-за того, что тот отказался поклониться идолам, Аран сомневался — быть ему на стороне Авраама или нет. А когда Нимрод бросил Авраама в печь и тот не сгорел, заявил Аран, что он на стороне Авраама. Тогда и Арана бросили в печь, но он сгорел, — потому что его вера не была столь совершенной, как вера Авраама.
Рассказывают от имени Хатам Софера: хотя вера Арана и не была такой совершенной, как вера Авраама, он получил за своё деяние совершенную награду: все праматери (Сара, Ривка, Рахель и Лея) произошли от него — ведь Аран всё-таки заявил, что он — на стороне Авраама.
В заключение приведу пример из наших дней.
Солдат Цахала
Один солдат Цахала возвращался домой на субботу на машине, и машина сломалась, когда он проезжал по религиозному району. Он начал чинить, но ничего не получалось, и тогда один местный житель пригласил его к себе: «Проведи субботу у нас, а машину починишь уже на исходе субботы». Суббота в религиозной семье произвела на солдата большое впечатление, и он решил принять на себя соблюдение какой-нибудь мицвы, хотя бы самой лёгкой. Хозяин дома посоветовал ему завязывать шнурки на ботинках так, как это предписано Традицией.
Однажды солдат подняли ночью и приказали садиться в вертолёт. Солдат вместе со всеми побежал выполнять команду, но вспомнил, что завязал шнурки не так, как велит мицва. Он остановился, чтобы исправить упущение. Когда командир увидел, что делает солдат, — возмутился и отправил его на гауптвахту. Остальные же солдаты сели в вертолёт. Это было 4 февраля 1997 года — день «катастрофы с вертолётами». Два армейских вертолёта столкнулись в воздухе, погибло 73 солдата — все, кто был в вертолётах. Солдат же, о котором идёт речь, принял на себя «бремя мицвот» полностью и пошёл учиться в йешиву.
Подобные примеры показывают, насколько важна для Всевышнего любая заповедь, даже самая лёгкая. И даже если человек нарушает все законы, которые только можно нарушить, Всевышний награждает его за те заповеди, которые он совершил. Исходя из этого — можно представить, насколько велика будет награда человека, который выполняет «тяжёлые» заповеди со всей самоотверженностью.
Тем более — «тяжёлые» заповеди…
В книге пророка Ирмеягу сказано (12, 5): «Если ты с пешими бежал и они тебя уморили, то как же ты будешь состязаться с конями? И (разве) в мирной стране ты в безопасности? А что же ты будешь делать в чащах Иордана?» Истолковали мудрецы этот стих с помощью примера (притчи): «Это подобно тому, как если бы какой-то человек сказал: «Я могу пробежать три фарсанга перед конями по болотам». Повстречался ему один пеший, пробежал тот перед ним три мили посуху и устал. Сказали ему: «Если [бежать] перед пешим ты так [устал], то перед конями [устанешь] во много раз больше. И если три мили так, то три фарсанга — во много раз больше. И если посуху так, то по болотам — во много раз больше!» Так сказал Всевышний: «Ты восторгаешься великой наградой, которую Я дал Нэвухаднэцару за то, что он пробежал четыре шага ради славы Моей (см. выше)? Сделай отсюда вывод — какова будет Моя награда Аврааму, Ицхаку и Яакову, которые бежали предо Мной, подобно коням. Эта награда будет во много раз больше, настолько, что невозможно представить». И об этом сказал Ирмеягу (23, 9), когда узнал, сколь великая награда ожидает Авраама, Ицхака и Яакова: «О пророках (имеются в виду Авраам, Ицхак и Яаков): сердце моё рвётся во мне, все кости мои содрогаются, стал я подобен пьяному и подобен мужу, которого одолело вино; из-за Господа, из-за святых слов Его»».