Сказал раби Нехунья бен а-Кана: «Со всякого, кто возлагает на себя бремя Торы, снимают бремя властей и бремя труда. А на всякого, кто сбрасывает с себя бремя Торы, возлагают бремя властей и бремя труда».
Пиркей Авот
Раби Нехунья бен а-Кана. Когда раби Ишмаэль бен Элиша (то есть его душа), первосвященник, спустился с небес, он застал мудрецов постящимися и молящимися. Он поведал им, что вынесенный римлянами приговор о казни десяти еврейских мудрецов – это приговор Небес. В это время мудрецы сидели перед раби Нехуньей бен а-Кана[1]. И говорится (Мегила 28а): «Спросил раби Акива великого раби Нехунью: “Чем вы заслужили долголетие?” Он ответил: “Никогда в жизни я не принимал даров, как сказано: “Ненавидящий дары будет жить”. Также я щедро раздавал цдаку и не мстил обидчикам…” И сказал Рава: тому, кто прощает обиды, прощают все его грехи». И, по-видимому, это говорится о раби Нехунье бен а-Кана. И это же написано о нем в книге «Седер а-Дорот». И смотри (Бава Батра 10б): «Сказал рабан Йоханан бен Закай своим ученикам: “Слова раби Нехуньи бен а-Кана правильнее, чем мои и ваши”», смотри там.
Со всякого, кто возлагает на себя бремя Торы, снимают бремя властей и бремя труда. Как сказано: «“А письмена, письмена Б-га высечены (харут) на скрижалях”. Не читай “харут” (высечен), а читай “херут” (свобода), ведь нет человека свободнее, чем тот, кто изучает Тору». И сказано: «“Человек рожден для труда” – если удостоился, трудится над Торой, а если нет – над ремеслом» (Санедрин 99б). И сказано о стихе: «И уничтожил иго из-за масла» (Йешаяу 10:27) – иго Санхерива было сброшено благодаря тому, что Хизкияу поставлял масло для освещения синагог и домов учения (чтобы евреи учили Тору) (Санедрин 94б). Поэтому изучающие Тору освобождаются от разных видов налогов, как сказано (Бава Батра 8а). А в святой книге «Зоар»[2] сказал раби Шимон бар Йохай: «Тот, кто умеет изучать Тору, но не делал этого, заслуживает смерти. Более того, на него возлагают бремя труда и тяжкое порабощение, как сказано: “И подставил (вает) плечо свое, чтобы терпеть”. Слово “вает” означает также “свернуть”: “И свернули (ваяту) к наживе” – тот, кто свернул с дороги, чтобы не принимать на себя бремя изучения Торы, и тут же: “И будет порабощен”», смотри там.
И приводятся (Бава Батра 8а) слова раби Йеуды а-Наси: «Наказание приходит в мир из-за невежд, которые не хотят изучать Тору». Однажды жителям Тверии было велено собрать деньги на дорогую корону для царя. Жители Тверии пришли к раби Йеуде а-Наси и потребовали, чтобы и изучающие Тору дали деньги на корону. Раби Йеуда ответил: «Нет!» Тогда они сказали: «Если так, то мы убежим из города». Раби Йеуда ответил: «Пожалуйста, убегайте». Половина жителей бежала из города. Власти уведомили оставшихся, что они должны заплатить половину суммы за корону. Пришли оставшиеся жители города к раби Йеуде а-Наси и сказали: «Если изучающие Тору не будут участвовать в сборе денег, мы тоже убежим из города». Раби Йеуда ответил: «Пожалуйста, убегайте». Все оставшиеся еврейские жители Тверии бежали, и в городе остались только изучающие Тору. Тогда пришло уведомление от властей, что царь решил отменить сбор денег, и они не должны ничего платить. Раби Йеуда а-Наси сказал: «Видите: наказание приходит в мир из-за невежд, которые не хотят изучать Тору».
И Рамбам писал в комментарии к мишне «Авот» (4, 5), что Тора облегчила тяготы изучающих ее, и по ее закону они освобождены от разных видов налогов – муниципального, военного и подушного. Эти налоги и расходы на возведение стен города община должна платить за них. И даже если изучающий Тору зажиточен, он всё равно освобожден от налогов. Нашего учителя раби Йосефа а-Леви бен Мигаша спросили об одном мудреце Торы, у которого были огороды и сады. Его налоги исчислялись тысячами золотых. Рав ответил, что этот человек освобожден от всех вышеперечисленных налогов, поскольку изучает Тору. Это такой же закон Торы, как тот, который освобождает коэнов от уплаты половины шекеля на расходы Храма.[3]
В «Мидраш Танхума»[4] рассказывается об одном коэне, который проверял кожные поражения (негаим) и был знатоком их видов и названий. Его доход уменьшился, и он собрался отправиться за границу в поисках заработка. Сначала он обратился к жене: «Поскольку люди привыкли приходить ко мне с кожными поражениями, давай я научу тебя их распознавать, чтобы ты могла этим заниматься в мое отсутствие. Если увидишь, что волос человека иссох, знай, что он поражен. Ведь каждому волоску Всевышний создал свой источник питания». Жена сказала ему: «Если каждому волоску Всевышний создал свой источник пропитания, то уж тем более Он даст пропитание тебе, ведь ты был создан по Его образу и подобию, и изучаешь Тору, и должен кормить своих детей!» Тот коэн передумал и не стал покидать Землю Израиля.
Снимают бремя властей. Во время Первой мировой войны ученики йешивы пришли к великому Хафец Хаиму, чтобы узнать, что с ними будет: удастся ли им получить освобождение от армии. Хафец Хаим ответил: «Дети мои! Помните сказанное мудрецом в мишне “Авот”: “Со всякого, кто возлагает на себя бремя Торы, снимают бремя властей”. Вы можете возразить: “В таком случае все учащиеся йешив должны быть освобождены от армии. Почему же мы видим, что некоторых из них забирают, пусть даже временно?” Ответ таков: с Небес с человеком поступают по принципу “мера за меру”. Всё зависит от того, насколько твердо он “принимает” на себя бремя Торы. С того, кто уверен в своем выборе, твердо следует ему и усердно учится, полностью снимают бремя властей. Но если человек не очень усердствует и не тверд в своем решении учить Тору, и “принятие” ее бремени у него слабо, то и бремя властей “снимают” с него не полностью, и на какое-то время его всё же посылают на армейскую службу. Твердость “снятия” бремени властей зависит от твердости “принятия” бремени Торы. Если человек полностью и твердо “принимает” на себя бремя Торы, то и освобождение от армии будет полным»[5].
А на всякого, кто сбрасывает с себя бремя Торы, возлагают бремя властей и бремя труда. И так сказано в Иерусалимском Талмуде (Рош а-Шана 3, 8) о стихе: «И воинство будет послано на (жертву) тамид, за преступление будет правда сброшена наземь» (Даниэль 8:12). Войско – это ангелы (народов мира), как сказано: «Повелит Бог небесному воинству на небесах», а тамид – это еврейский народ (который должен постоянно – тамид, днем и ночью, заниматься Торой). «За преступление» – по отношению к Торе, «будет правда сброшена наземь». «Правда» – это Тора, как сказано: «Купи правду и не продавай, мудрость, наставление и знание». Когда евреи бросают слова Торы наземь, власти строят против них козни и преуспевают. И сказано: «Оставил Израиль добро, будет преследовать его враг» (Ошеа 8:3). «Добро» – это Тора, как сказано: «Ведь учение доброе дал Я вам, Тору Мою не оставляйте». И так сказал раби Шимон бар Йохай: «Если видишь, что селения в Стране Израиля разрушены, знай: это из-за того, что не содержали изучающих Тору и Мишну, как сказано: «За что пропала земля? И сказал Бог: “За то, что оставили Мою Тору”» (Иерусалимский Талмуд (Хагига 1,7). И приводятся (Брахот 35б) слова раби Шимона: «Когда евреи выполняют волю Творца, их работа выполняется другими, как сказано: “И встанут чужие, и будут пасти ваш скот” (Йешаяу 61:5). А когда евреи не выполняют волю Творца (когда они не полностью праведны – Тосафот), им самим приходится выполнять свою работу, как сказано: “И соберешь урожай свой”. Более того, им приходится также выполнять работу других, как сказано: “И будешь служить своим врагам”» и т.д.
[1] «Оцар Мидрашим», начало стр. 449.
[2] Вайехи, лист 242.
[3] И смотри слова Рамбама (Алахот талмуд тора, глава 6, алаха 10), Роша (Санедрин, глава 3, пункт 17), в респонсе Маарама Алашкара (пункт 19), в респонсе Маарланах (пункт 140), в респонсе Маарибеля (часть 3, глава 47), в книге «Бейт Йосеф» («Йоре деа», глава 243) и в моей респонсе «Ябиа Омер», часть 7 (раздел «Хошен Мишпат», глава 10).
[4] Тазриа.
[5] Книга «Хафец Хаим» на Тору, том 1, стр. 179.