« А ты и твои сыны с тобою соблюдайте священнослужение ваше… а посторонний, приблизившийся, умрет» (Бемидбар, 18:7).
Талмуд в трактате Шаббат (31а) приводит следующую историю: как-то нееврей, проходивший мимо дома учения, услышал голос, цитирующий стих из Торы (Шмот, 28:4): «а это одежды, которые сделают: хошен и эфод…». На вопрос «для кого предназначены эти одежды?» ему ответили, что они предназначены для первосвященника. Пришёл он к Илелю, великому еврейскому мудрецу, с просьбой пройти гиюр, чтобы после прохождения гиюра его сделали первосвященником. Илель согласился. После гиюра Илель сказал: «Поскольку ты желаешь быть первосвященником, тебе необходимо изучить законы, связанные с этим. Невозможно короновать человека, который не знает царских церемоний». Изучая законы первосвященника, гер дошёл до стиха: «а посторонний, приблизившийся, умрёт». Спросил он: «О ком говорит этот стих?». Ответил Илель: «Даже о Давиде, царе Израиля». Подумал гер: «Если даже великому еврейскому царю полагается смерть за приближение к священной работе первосвященника, то мне, такому невежде, тем более!»
На первый взгляд непонятно, почему Илель с самого начала не сказал, что только коэн может стать первосвященником?
Причина этого заключается в том, что в самом начале нееврей не принял бы слова Илеля, а подумал бы: обманывают меня евреи. Только когда он сам, изучая законы первосвященника, дошёл до этого вывода, смог осознать и принять его.
Из этого можно выучить важное правило: если мы желаем, чтобы кто-либо осознал какие-то вещи, стоит сделать так, чтобы он сам пришёл к этому.
Там же, в трактате Шаббат, приводится дополнительная ситуация с мудрецом Илелем, из которой виден этот принцип. Говорится там, что некий нееврей пришёл как-то к Илелю и заявил, что признаёт только Письменную Тору, но не Устную. Нееврей попросил у Илеля пройти гиюр при условии, чтобы тот обучил его только Письменной Торе, но не Устной. Видя искреннее намерение приблизиться к Творцу, Илель согласился.
Обучение Письменной Торе началось с алфавита. В первый день Илель обучил «претендента на гиюр» алфавиту, а на следующий день, показывая ему на букву «алеф», сказал, что это буква «бет», а, показывая на букву «бет», сказал, что это буква «алеф» и т. п. Нееврей воспротивился: «Это не бет, это алеф!». «Откуда ты знаешь?», – спросил Илель. «Из того, чему ты обучил меня вчера». «Следовательно, ты полагаешься не только на письменный текст, но и на устную информацию! Если так, то почему же ты не согласен принять устную информацию относительно всей Торы?».
Тут тоже мы видим вышеупомянутый принцип: Илель в самом начале не стал говорить о том, что не может существовать Письменная Торы без устного ее разъяснения. Он объяснил это только тогда, когда тот смог сам прийти к этому заключение.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«