Никто не может меня оскорбить
Когда я был в третьем классе, мой учитель объяснил мне, как правильно выслушивать комплименты и реагировать на них.
«Не ерзай, — сказал он, — смотри человеку прямо в глаза и говори спасибо».
Хотя это был мудрый совет, я не помню никого, кто бы рассказал нам, как реагировать на оскорбление. Книга Ховот а Левавот (Врата Упования 3) учит:
«Когда кто-то оскорбляет тебя, причиняя боль, ты должен поднять глаза к небу и произнести: «Спасибо Тебе, Создатель, за то, что ты открыл мне некоторые из моих многочисленных недостатков»».
Я должен понять, что слова, произнесенные другим человеком, прозвучали не случайно: они были предназначены, для того чтобы я их услышал.
Взгляд на мир с этой точки зрения совершает полный переворот в сознании.
Люди перестают казаться столь значительными. Обидные слова перестают колоть. Я осознаю: все приходит от Всевышнего. Понятно, что нет смысла злиться и на кого?
Как я могу злиться на тебя? Ты не задел меня, ты не оскорбил меня, ибо ты всего лишь «кукла», передающая Его слова.
Есть Тот, кто дергает за ниточки за кулисами, и заставляет другого произнести то, что я должен был услышать.
Удар по микрофону
Представьте, я поизношу речь перед большой аудиторией, и из-за размера зала вынужден пользоваться микрофоном. Постепенно, шаг за шагом, я веду презентацию и вдруг … останавливаюсь. Я смотрю прямо на тебя, сидящего в зале. Затем я весь покрываюсь красными пятнами, указываю на тебя пальцем и начинаю кричать:
«Ты ничего не стоишь, ничтожный неудачник. Я в жизни не предполагал, что такой отвратительный человек, как ты, вообще существует?!».
И я продолжаю всячески обзывать тебя.
Как бы ты отреагировал? Мне кажется, что ты был бы в гневе.
«Я не могу поверить в то, что произошло! – возможно, скажешь ты. – Он меня оскорбил. Разорвал на куски – и у всех на виду, ни больше, ни меньше. Какое он имел право?!»
Теперь представь, что, в гневе, ты решаешь разобраться со мной. Ты встаешь, подходишь к микрофону и со всей силы ударяешь по нему кулаком.
Это было бы глупо. Если бы ты ударил меня, можно было бы еще обсудить и понять, правильный ли это шаг. Но ударить по микрофону – это совершенно бессмысленное действие. Микрофон не оскорблял тебя, это сделал я.
Именно этому учит нас Ховот а Левавот. Никто не может навредить мне. Если ты кричишь на меня, обзываешь меня, унижаешь и стыдишь меня – я обязан понять, что эти слова были предназначены для моих ушей. Сам Всевышний напрямую говорит их мне. Ты ничего более, чем просто микрофон. Поэтому я должен поднять глаза к небесам, осознать, откуда я получил это послание (источник) и сказать:
«Спасибо Всевышний, за то, что открыл мне несколько из моих многочисленных недостатков».
Помочь тебе тоже не может никто
У этого понимания есть и обратная сторона – помочь мне тоже никто не в состоянии.
Если мне предназначено пережить финансовые трудности, – даже самый богатый человек на свете не сможет повлиять на этот приговор. Если бы мне было суждено заболеть, при том, что мой дядя — глава онкологического отделения в больнице Слоан Кеттеринг, – он все равно не может ничего для меня сделать.
Всевышний очень точно отмеряет нам боль и страдания – и никто не может вмешаться в это.
Люди не сделают меня богатым. Связи не помогут продвинуться вперед. Мой талант к бизнесу не превратит меня в состоятельного человека. Если мне суждено получить деньги, они придут ко мне любым путем. Если не суждено – то, даже если они придут – в конце концов, я их потеряю. Никто не может изменить приговор Небес. По всему спектру человеческих взаимодействий, Всевышний тесно и напрямую вовлечен в управление нашими жизни.