«И возьмет коэн корзину из рук твоих».
Дварим (26:4)
Однажды еврей пришел к раби из Лиска, автору книги «Ах при твуа», благословенна память праведника, и принес подарок: два начищенных до блеска медных подсвечника в честь царицы-субботы, которые были приняты с благодарностью и благословением.
Поставил раби подсвечники в доме учения, который находился рядом с его домом, и светили они ярким светом. Увидел это один богач, и через неделю явился с очень дорогими золотыми подсвечниками.
«Это соответствует стиху из афтары главы «Ки Таво»: «Вместо меди принесу золото» (Ишаяу, 60:70), – радовался богач. Сказал ему раби: «Давай прежде стиха из афтары выучим стих из главы. О принесении первинок сказано: «И возьмет коэн корзину из рук твоих». В мишне (Трактат Бикурим, 3:8) мы учим, что богатые люди приносили свои первинки в серебряных и золотых подносах, а коэны возвращали их. Но бедняки приносили плоды в корзинах, плетеных из ветвей, и коэны брали корзины вместе с плодами.
В Гмаре (Трактат Бава Кама, 92) есть выражение, смысл которого: «бедность привязана к пяткам бедняка». Приносит он первинки в нищенской корзине, и корзину у него тоже забирают. Почему? Ведь плетеная из ветвей корзина не менее важна для бедняка, чем серебряный поднос для богача.
Лоб богача избороздили морщины. Трудный вопрос. Продолжил раби: «Послушай. Сидит себе бедная женщина в своем нищем жилище, и вдруг приходит муж с радостной вестью: «Мазаль тов! Есть у нас два оливковых дерева, и вот сейчас на них появились первинки. Благодарение Всевышнему, будут у нас маслины для еды, немного масла для светильника и для еды, чтобы макать в него хлеб. Благословен Творец, счастливы мы, что можем благодарить Его за принесение первинок». Но тотчас радость превращается в печаль: в чем принести первинки, ведь у них нет целой корзины. Женщина говорит: «Муж мой, не беспокойся. Иди на реку и нарежь мне ивовых ветвей, а я сплету из них красивую корзину». Сидит она и плетет корзину, а уста ее полны песнями и восхвалениями Творцу мира. Муж кладет в корзину немного маслин и обрамляет их небольшим количеством плодов, которые нашлись у него, и поднимается в Цион с песнями в большом волнении и подносит корзину служителям Б -га в Храме. Как велика радость в небесных высях, какое время благоволения. И всё принимается приветливо – и первинки, и корзина вместе.
На той же горе, что и бедняк, сидит в своем огромном владении богач, просматривающий счета своего хозяйства. Вдруг входит его слуга: «Деревья расцвели и появились первинки! Надо подняться с ними в Иерусалим». «Опять?!» – проворчал богач. – Ведь только сейчас я принес десятину и труму, вторую десятину и десятину от животных. Этому нет конца… Ну, ладно, если обязаны, ничего не поделаешь. Но ты знаешь что? В прошлый раз, когда я приносил первинки, видел я Эмануэля с серебряным подносом. Он думает, что он – “очень важный”, хочу я поставить его на место. Я покажу всем, кто есть кто. Выясни-ка потихоньку, когда он хочет подняться в Иерусалим и приготовь мне золотой поднос. Пусть все видят».
И так они все вместе приходят в Иерусалим в чертог Всевышнего. Бедняк – с плетеной корзиной, а богач – с золотым, сверкающим подносом. Берет коэн первинки вместе с корзиной, святыней Всевышнему. Берет также первинки богача. Это заповедь, ничего не поделаешь. Но золотой поднос он возвращает. Нет ему места в Храме, да и коэн его не желает». И раби берет золотой подсвечник и кладет его за пазуху богача…