Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Можно потерять свободу выбора?

«И сказал Б-г Моше: иди к фараону, поскольку Я утяжелил сердце его». (Шмот 10:1)

сердце

Многие комментаторы спрашивают: утяжелил сердце фараона, — значит, Творец таким образом забрал у него свободу выбора. Если так, то, на первый взгляд, это противоречит одному из самых главных принципов иудаизма, что у каждого человека есть свобода выбора — выполнять ли волю Творца или нет. И так пишет Рамбам (Законы Раскаяния, 5:1, 3): «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность. Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей».

В качестве ответа пишет Рамбам (Законы раскаяния, 6:3) следующее: «…бывает так, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле и разумению, лишить его возможности к раскаянию и возвращению к Творцу. И не будет такому человеку дано возможности оставить злодейство своё, и погибнет он за грехи, в которых повинен». Продолжает Рамбам (4-ый закон): «И поэтому написано в Торе: «И Я ожесточу сердце фараона» — за то, что он грешил прежде и делал зло Израилю, жившему в его стране…, по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона». По словам Рамбама, тут нет противоречия принципу свободы выбора, ведь фараон изначально имел её и только по своей воле потерял её своими бесчисленными грехами.

Однако важно знать, что многие книги объясняют, что Рамбам не имеет в виду, что у человека в это время нет совершенно никакой возможности раскаяться, а только – что это ему сделать весьма тяжело. Однако Творец никогда окончательно не закрывает врата раскаяния перед человеком. И так пишет Рабейну Йона в начале книги «Шаарей Тшува»: «Даже если умножили (грешники) свои грехи…, не закрыл (Творец) перед ними врата раскаяния, как сказано (Йешая 31:6): «Вернитесь к Тому, перед которым (вы) глубоко грешили»».

В трактате Псахим (86 б) мудрецы говорят, что во всём гость должен слушаться хозяина дома, кроме указания выйти из его дома. Рав Моше Видаш в книге Решит Хохма объясняет, что это аллегория на наши отношения с Творцом (ведь мы являемся Его гостями в этом мире): всё, что нам приказывает Творец, мы должны выполнять, кроме требования выйти – оставить мысли о возвращении к Творцу. Если человеку кажется, что Творец не заинтересован в нём и у него уже нет возможности раскаяться, ему не следует впадать в отчаяние: пусть знает, что Творец всегда будет рад его возвращению.

Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«

Была ли эта информация полезной?

Да (15)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications