В недельной главе Тецаве, как известно, Моше отступает на второй план и его имя вообще не упоминается, в то время как все внимание отдается его брату Аѓарону и его новому назначению – он посвящается в сан первосвященника, коѓен ѓа-гадоль.
Существует множество предположений, объясняющих, почему в этот сан был посвящен Аѓарон, а не сам Моше. Наиболее явное из них – наказание Моше за то, что он слишком долго отказывался от миссии быть лидером еврейского народа.
«Но он сказал: О, Г-споди! Пошли, через кого ни пошлешь. И возгорелся гнев Г-сподень на Моше, и Он сказал: ведь Аѓарон, брат твой, Лейвит, Я знаю, что он будет говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, как увидит тебя, возрадуется в сердце своем. И будешь ты говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. И он будет говорить вместо тебя с народом. И он будет тебе устами, а ты будешь ему господином».
(Шмот, 4:13-16)
Разделение властей
Однако в этой истории присутствует и более глубокое послание нам – это принцип разделения властей, который противится концентрации всех главенствующих властных полномочий в руках одного лидера или института.
Любой человеческий авторитет нуждается в проверке делом и службой; также ему необходимо сбалансирование, для того чтобы обладатель властных полномочий не стал источником коррупции. В частности, не должны смешиваться политическое и религиозное правление[i], кетер мальхут и кетер кеѓуна (корона царства и корона первосвященства)[ii].
Моше «носил корону» политического и пророческого лидера, а Аѓарон – первосвященства. Такое разделение позволяло им находить согласие друг с другом.
Личные отношения между братьями
Так это происходит в теории.
Что же происходит на практике? Особенно интересно посмотреть, как это разделение властей отражалось на личных отношениях руководителей, ибо в нашем случае оба лидера были братьями! Тора немного пишет об этом, и ее намеки на их отношения невероятно интересны.
Во-первых, обратим внимание на вышеприведенный отрывок из книги Шмот, где Б-г говорит Моше, что Аѓарон «выйдет навстречу тебе, и, как увидит тебя, возрадуется в сердце своем». Звучит очень просто, но в действительности это могло быть совсем не так.
Моше был младшим братом Аѓарона, между ними три года разницы. Разве не естественно было бы для Аѓарона почувствовать небольшую зависть, что его младшему брату, а не ему самому, суждено стать лидером еврейского народа?! Тем более, Моше до этого времени по существу не жил с евреями. Сначала он был приемным принцем в семье египетского фараона, затем прятался в доме Итро в земле Мидьян. Хотя он и был родственником Аѓарона, однако во многом Моше оставался чужаком в еврейской среде. Тем не менее, говорит Б-г, Аѓарон «как увидит тебя, возрадуется в сердце своем».
Способность Аѓарона искренне радоваться возвышению его брата особенно выделяется на фоне предыдущих историй об отношениях между братьями в Торе.
До этого мы наблюдали разнообразные варианты братской ревности-противостояния и даже ненависти: Каин и Авель, Ицхак и Ишмаэль, Яаков и Эйсав, Йосеф и его братья.
В Теѓилим сказано, «Смотри, как хорошо и как приятно сидеть братьям вместе!». После прочтения книги Берешит нам наверняка захочется добавить: «И как редко это бывает!»
Но вот началось второе испытание в отношениях двух братьев, на этот раз не для Аѓарона, а для Моше.
Моше приказано создать новую форму правления и утвердить сан, который никогда не будет принадлежать ему, – сан первосвященника; для посвящения в этот сан ему следует назначить брата Аѓарона.
Сможет ли он сделать это с той же добросердечностью, с которой отнесся к нему в свое время Аѓарон?
Заметьте, как Тора подчеркивает, что назначение Аѓарона должен произвести именно Моше. Три раза в самом начале главы Всевышний обращается напрямую к Моше:
«Ты же вели сынам Исраэйлевым…» (Шмот, 27:20)
«А ты приблизь к себе Аарона, брата твоего…» (Шмот, 28:1)
«И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для почета и благолепия». (Шмот, 28:3)
Моше должен показать народу и самому Аѓарону, что он обладает достаточным смирением (цимцум), умением остаться в тени, которое требуется, чтобы позволить другому человеку стать лидером наравне с тобой. Это умение требуется, чтобы отдать другому свое пространство власти и управления, чтобы признать, что его сильные стороны в некоторых аспектах превосходят твои собственные силы, что его роль отлична от твоей роли, и что он, возможно, станет более любимым и близким людям, чем ты сам, – каким, в итоге, и оказывается любимец всего народа Аѓарон.
Настоящий лидер обязан быть скромным и великодушным. Чем меньше проявляется его «я», тем более он велик в качестве главы народа и государства. Именно таким показал себя Моше в этой главе, где даже не упомянуто его имя.
[i]Естественно, что это разделение в еврейском государстве не отменяет полного подчинения законам Торы всех глав правительства и всех слоев общества. (прим. пер.)
[ii]Печальный пример нарушения этого принципа мы видим в истории страны Израиля после событий Хануки, когда управление государством попало в руки коѓенов-маккавеев. (прим. пер.)