Вопрос:
Сказано в Пиркей Авот (1:2): «На трех вещах мир стоит: на Торе, на служении (Творцу) и на милосердии».
Поясните, что тут имеется в виду под словом «стоит»? И почему именно на этих трех вещах?
Ответ:
Под словами «мир стоит» мишна имеет в виду, что в заслугу этих трех вещей существует мир.
В чем же особенность этих трех вещей?
Этот вопрос разбирает Маараль в его комментарии на Пиркей Авот.
Чтобы дать на него ответ, он прежде всего сообщает нам важный принцип: весь мир был создан ради человека, и поэтому всё сотворенное зависит от него. И если человек не таков, каким должен быть, все творение лишается смысла. Маараль пишет, что этот принцип мы можем выучить из сказанного в Торе о Потопе (Берешит 6): «И сказал Б-г: «Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека и до животного, до птицы небесной…»».
Мидраш (Берешит раба 28) для объяснения этого стиха приводит такой пример: Царь, готовя свадьбу сына, выстроил для него дом, в который тот введет жену, оштукатурил его и выкрасил. (Потом) царь рассердился на сына и начал ломать балки дома, который выстроил для него, поскольку решил так: «Я ведь выстроил все это только ради сына. А теперь — сын пропадет, и этой постройке для чего оставаться?!» Поэтому и сказано: «…от человека и до животного, до птицы небесной…».
А сам человек был сотворен из-за того «хорошего», которое находится в нем. И это «хорошее» на три части: 1) человек должен быть «хорош» сам по себе; 2) он должен быть «хорош» по отношению к Б-гу, Который его сотворил; 3) он должен быть «хорош» по отношению к другим людям, ведь человек почти никогда не бывает один, он все время находится в обществе себе подобных.
Преимущество человека над всеми другими созданиями – в его разуме. И в этом предназначение Торы – воцарить разум человека над его материальностью. Поэтому, когда изучает Тору и выполняет ее, он считается хорошим сам по себе.
Служение человека Богу и выполнение Его заповедей делает человека «хорошим» по отношению к его создателю.
А «хорошим» по отношению к другим людям человек может быть, совершая по отношению ним поступки милосердия.
Выходит, что, когда в человеке есть эти три качества – Тора, служба (Творцу) и милосердие – весь мир оправдывает свое существование, и он таким образом как бы стоит на этих трех столпах.