Проблема, вызывающая сложность в изучении важнейших аспектов иудаизма, — перевод слов с языка иврит. Многие из этих слов не имеют точного аналога в русском языке, потому что они выражают такие духовные смыслы, которые никак не связаны с русскоязычной культурой.
Например, слова «таѓара» и «тума» — два понятия, имеющих серьёзное отношение к этой недельной главе.
Эти слова обычно переводятся как «чистота» и «нечистота».
В русском языке, слово «чистый» подразумевает нечто незапятнанное, безупречное, лишённое грязи и невинное. Например, «Мыло Ivory, Мыло цвета слоновой кости» (Ivory Soap компании Procter and Gamble) рекламируется как содержащее «99,4% чистого продукта»; чистый продукт, то есть продукт без примеси и добавок. Если бегло просмотреть страницы толкового словаря, мы обнаружим, что слово «нечистый» означает заражённый, повреждённый, испорченный и непристойный.
Вот почему многие думают, что слово «тума» означает нечто «духовно» нечистое или «грязное». Такое неверное толкование в совокупности с убеждением, что термин «тума» применим только к женщинам и к области сексуальности, создаёт впечатление, что права женщин в иудаизме ущемляются, а сексуальные отношения рассматриваются как нечто непризнанное и «грязное».
В этом нет ничего общего с правдой.
Добро и зло, жизнь и смерть
Единобожие — красная нить иудаизма. Абсолютность единства. Нет такой силы, которая бы существовала независимо от Него.
Борьба человека в этом мире — достижение его свободной воли — заключается в выборе: стремиться к Б-гу и реальности или уходить от Б-га в иллюзию, ложность.
Мы называем такой выбор «добром» и «злом». Когда человек делает выбор, который сближает его с Б-гом, он выбирает «добро». Выбор, совершаемый им, отдаляющий его от Б-га, называется «злом» (см. Маймонид «Путеводитель растерянных» 3:23).
У зла нет объективной или прирождённой реальности. Зло не существует само по себе. Зло есть отсутствие добра или неосуществимость (невозможность) открытого проявления Б-жественного присутствия в мире. Б-жественная сущность либо открыта нам и очевидна, либо скрыта от нас.
Открытое присутствие Б-га мы называем таѓара. Состояние Б-жественного сокрытия — тума. Другими словами, «тума» — это действительно «пустота (вакуум) в противоположность «таѓара». Ивритские слова таме и таѓор, как мы видим, не имеют точных аналогов ни в одном языке, кроме иврита.
Ивритское слово таме образовано от того же корня, что и слово атум, и по-русски означает — «непроницаемый, герметически, плотно закрытый, перекрытый». (Это слово вошло в обиход израильтян во время войны в Персидском Заливе в 1991 году. Тогда же в Израиле был издан закон, предусматривающий, чтобы в каждой новой постройке обязательно было предусмотрено специальное помещение — хедер атум, герметически закрывающаяся комната, способная защитить людей в случае химической атаки).
Но Тора имеет в виду совсем иной — духовный аспект этого понятия.
Рамхаль (рав Моше Хаим Луцато — один из крупнейших учителей Торы) раскрывает смысл этого термина в своей книге Дерех ѓа-Шем. Вот его объяснение.
Понятие таме означает, что объект, пребывающий в таком состоянии, закрыт для проникновения духовной энергии, исходящей от Творца.
Всевышний сотворил вселенную таким образом, чтобы она потенциально содержала в себе возможность контакта с Ним и чтобы эта связь была проявлением свободной воли человека. Всевышний создал вселенную, в которой сосуществовали таме и таѓор — проницаемое и непроницаемое. Часть Творения, способная воспринимать Его свет, носит название таѓор (духовная чистота). Другая, лишенная этой способности, была создана, чтобы функционировать в состоянии «духовной темноты». Это обозначено понятием таме. Обе части составляют единое целое и взаимодействуют между собой в определенном сочетании.
Понятие Тума (духовная темнота, нечистота) всегда каким-то образом связано со смертью, с отсутствием жизни.
Например, к первосвященнику – коѓен ѓа гадоль Иерусалимского Храма – предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты (Ваикра. 21:10-15). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернять себя прикосновением к умершему. В то время как обычному человеку достаточно было сделать омовение в микве, резервуаре с проточной водой.
Контакт с «отсутствием жизни» влияет на духовное состояние человека и на его связь с источником живой энергии. Это понятное и естественное влияние.
Понятие таѓара (духовная чистота) характеризует состояние духовной близости и связи с источником жизни.
Состояние тума формируется у мужчин, женщин и животных. Когда открытое присутствие Всевышнего — душа, или жизнь, — покидает мужчину, женщину или животное, то оставленное душой тело становится или получает статус — тума.
Источники тумы в Торе
Вернёмся к понятию тума как «духовной нечистоты» или «грязи».
Как вы думаете, что более «духовно нечисто»: мёртвый пёс или мёртвый человек?Большинство решат, что собака более «духовно нечиста», потому что она принадлежит к низшей форме существования, чем человек. На самом деле, в мертвом теле человека содержится гораздо больше нечистоты — тума.
Живого человека заполняет душа — отрытое проявление Б-жественного присутствия, — в которой «таѓара» находится в изобилии. Проявления Б-жественности в человеке намного больше, чем в теле животного. Поэтому, с уходом души (таѓара), остаётся более всего пустоты, и тума, заполняющая тело, гораздо сильнее, чем у животного.
Следующий аспект из разряда тума — йоледет: женщина-роженица, дающая жизнь (Левит 12:2). Причина, по которой она становится «нечистой» (статус тума) — очевидна: после рождения новой жизни образовался духовный вакуум — ушла из материнского лона дополнительная жизнь, душа ребёнка.
Интересно отметить, что после рождения девочки, её статус «тума» в два раза больше, чем после рождения мальчика (Ваикра 12:5). Это потому, что присутствие младенца женского пола, внутри самой женщины, даёт ей большее состояние таѓара. Женщина носит в себе силу, способную давать жизнь, являющуюся открытым проявлением Б-жественности, и, соответственно, уровень таѓара намного выше. Поэтому рождение девочки создаёт больший духовный вакуум. Следовательно, женщина становится тума на достаточно продолжительное время.
Шёпот смерти
К прочим проявлениям тума можно отнести потерю «потенциальной жизни». Эта тума затрагивает как мужчин, так и женщин.
После супружеской близости, мужчина находится в состоянии тума, потому что он потерял «строительные кирпичики» потенциально новой жизни (Ваикра 15:16). Для женщины период таѓара , когда она находится в состоянии максимально наполненной жизни и готова дать начало жизни новой.
Созревшая яйцеклетка ожидает оплодотворения. Если зачатия не происходит, то, как известно, у женщины наступает менструация, процесс, в ходе которого женские органы очищаются от «невоплощенного в жизнь», неиспользованного «стройматериала». Таким образом, женщины находятся в состоянии тума, когда у них проходит менструальный цикл, то есть из-за потери потенциально новой жизни (Ваикра 15:19). В этот период цикла женщина «теряет невоплощенную жизнь»( тума). Это состояние обычно сопровождается физическим и душевным дискомфортом.
Талмуд называет это «шёпотом смерти».
Тума — это не состояние духовной неполноценности, нечистоты (в прямом смысле этого слова) или порочности. Скорее, это состояние потери жизни.
Надеюсь, что эта статья поможет вам составить правильное представление об этих важных аспектах еврейской жизни.