Две недели назад, 8 ноября, с новостью о смерти рава Дова Яффе זצ״ל в мире Торы настал всеобщий траур.
Последние дни своей жизни Рав Яффе провел в Натании, в больнице Ланьядо в Кирьят Цанз. Легендарный рав Дов Яффе, 89-и лет, был одним из последних могикан в когорте величайших гигантов литовского движения мусар.
Краткая биография
Рав Дов Яффе родился в Вильнюсе в 1928 году, а в 1935 году его семья переехала в Израиль и поселилась в Тель-Авиве. Здесь он учился в ешиве ѓа-ишув ѓа-хадаш, потом в ешивах Хеврона, а также в знаменитых Поневежской ешиве и ешиве Слободки.
Позднее рав Яффе стал ассистентом рава Элии Лопьяна в ешиве Кнесет Хизкияѓу, которая в 1955 году переехала в Рехасим, на север Израиля. В Рехасимский период ешивы рав Яффе преподавал мусар тысячам студентов как в Кнесет Хизкияѓу, так и в Кармиэле, и Коль Яаков в Иерусалиме. Его уроки и лекции были опубликованы в книгах Леавдеха беэмес, Диврей Хахамим и Диврей Мусар.
Величие мудреца
Рав колеля в Нетании, Амихуд Левин подчеркивает две черты рава Яффе. Во-первых, он всегда говорил очень тихо, почти шепотом, но его слышали все. Второй его отличительной чертой было тонкое понимание психологии человеческой натуры и отражение его знаний и мировоззрения в рамках мусара.
Однажды ученик попросил рава Дова молиться за своего друга, у которого была опухоль. Тот согласился, но попросил ученика не разговаривать об этом с другими. Обсуждение таких вещей публично повлечет за собой лишние вопросы о разном: о самочувствии друга, о деталях его процедур и лечения, и другие вопросы, пусть и с хорошими намерениями. Такие расспросы часто представляют некую смесь эгоистического любопытства с искренней заботой о состоянии человека. Нет никакого оправдания тем, кто готов расспрашивать из любопытства, хотя это и природный инстинкт, но человек должен пытаться минимизировать свое любопытство или полностью перестать интересоваться подробностями подобной ситуации.
Забота – да, но любопытство – исключено.
Всеобщее уважение
Великое уважение, которое испытывали к раву Дову Яффе евреи всех религиозных направлений, стало особенно явным, когда рав Яффе попал в больницу Ланьядо. В Йом Кипур цанзские хасиды пытались рассмотреть, что это за литовский рав сидит рядом с их Ребе. Цанзский Ребе усадил рава Яффе на свое персональное место, в то время как сам Ребе вел молитву Мусаф.
За неделю до смерти рава Яффе, Цанзский Ребе пригласил его на хупу своей внучки и определил для рава почетное место на свадьбе.
Со своей стороны, рав Яффе заметил, что коль скоро ему довелось оказаться в больнице, он рад быть именно в Кирьят Цанз, с их серьезным отношением к учебе. В течение ряда недель госпитализации рава в больнице, члены его семьи были самым искренним воплощением сердечной благодарности – черта, которую особенно ценил в людях рав Дов. Его жена и шестеро детей не скупились на похвалы сотрудникам больницы (врачам, медсестрам) за заботу о больном отце, которая была оказана раву Яффе в больнице Ланьядо.
Даже похороны легендарного рава начались с речи Цанзского Ребе.
Трудное решение
Когда родные рава организовывали похороны, возник неотложный вопрос. На следующий вторник, через неделю после погребения рава Яффе, была назначена свадьба внучки рава Дова, дочери ребецн Эренфройнд из Тифры. Похоронная процессия должна была начаться в среду днем в Нетании. Если она направится сразу в Рехасим, в 40 минут езды от Нетании, тогда шива начнется в ревии до заката и закончится во вторник утром, позволяя ребецн Эренфройнд успеть на свадьбу ее дочери.
Если же процессия из Нетании поедет сначала в Иерусалим, чтобы отдать дань уважения многим годам, которые рав Яффе преподавал в ешиве Коль Яаков, то только после этого двинется в Рехасим. Путь займет несколько часов, а сами похороны в Рехасиме состоятся уже после появления звезд в среду. Вторая опция означала, что шива закончится в среду утром, и ребецн Эренфройнд не сможет отдать дань уважения свадьбе дочери.
Ребецн Эренфройнд сразу же сказала, что процессия должна заехать в Иерусалим, потому что это уважение к мудрецам, а стало быть, и к самой Торе – следовательно, это и есть самое важное. Такое решение соответствовало высокому примеру человека, живущего в соответствии с мерилом еврейской этики (по мусару), которым являлся рав Дов Яффе.
זכר צדיק וקדוש לברכה
Да, будет благословенна его память!
Статья была опубликована в журнале «Ами» 15 ноября 2017 года.