Всем известен парадокс: может ли Всемогущий Творец сотворить камень, который Он Сам не сможет поднять? В философии это называют «парадоксом всемогущества».
Одно из направлений решения парадокса в том, что нельзя давать даже Всемогущему задание неисполнимое – не в силу недостатка Его могущества, а в силу логической противоречивости задания. Ведь тот, кто «сотворил», тем более сможет «поднять», – ибо «сотворение» предмета подразумевает гораздо-гораздо большую власть над ним, чем «поднятие».
Не углубляясь в широкое море всего сказанного об этом парадоксе философами, приведу лишь одно суждение, которое кажется наиболее ярким и афористичным: «чепуха остаётся чепухой, даже когда мы говорим её в отношении Б-га» (К. С. Льюис, «Проблема боли», см. в Википедии) (где под «чепухой» автор подразумевает логическую некорректность поставленного перед Творцом задания).
Месяц элуль, за ним Рош а-шана… Мы должны просить прощения у всех, кого обидели или могли обидеть… Просить прощения у Б-га вместо того, чтобы просить у обиженного человека, нельзя – Он не прощает, не может простить вместо обиженного…
То есть как это «не может»? Он же – Всемогущий!
Или не хочет? Так что же: не может или не хочет?
Дело здесь в том, что по человеческой природе своей обиженный человек жаждет мести – наказания для обидчика; и если вдруг кто-то третий, кто вроде бы сам не пострадал от той обиды, – и даже пусть это будет Сам Б-г, – избавляет обидчика от наказания, – обиженный воспримет это как великую несправедливость и еще одну, дополнительную обиду для себя. Причем гораздо большую, чем первая, поскольку она исходит теперь от Самого Всевышнего, Который – сама справедливость… Таким образом, тот кто спрашивает: «То есть как это «не может» простить? Он же – Всемогущий!», требует от Всевышнего, чтобы Он, оставаясь «самой справедливостью», совершил несправедливость…
И мы не всегда осознаем такие вещи со всей ясностью и подходим к ним со всей серьезностью. Не понимаем, что, обижая другого, мы даем ему власть над собой – право простить или нет. Как будто вручаем ему палку для битья… Или как бы сдаемся ему в плен. Как бы сажаем себя самих в тюремную камеру, ключ от которой – в его руках, в руках обиженного. И вот – сидим в ней и ждем палача… А надо кричать – кричать тому, у кого в руках ключ, и просить – буквально просить о пощаде…