«Под надзором Элазара, сына Аарона-коэна»
Бемидбар (4:16)
Перед праздником Шавуот, «временем дарования нашей Торы», читают главу Бемидбар. На то уже высказано несколько причин – например, чтобы разделить между проклятьями в главе Бехукотай и дарованием Торы, являющейся источником благословений; или же потому, что порядок, родовая принадлежность каждого колена Израиля и его место под знаменем чрезвычайно важны для духовного роста.
Сделаем свой вклад в прояснение этого вопроса, связав одну фразу из этой главы с дарованием Торы, чтобы приготовиться к свету Шавуот: «Под надзором Элазара, сына Аарона-коэна, масло для светильника и благовонное курение, дар постоянный и масло помазания».
Раши, следуя Иерусалимскому Талмуду, объясняет, что Элазар нес масло для светильника в правой руке, благовония – в левой, постоянный дар – на плече, а масло помазания – в кармане эфода (жилета). Рамбан, впрочем, отмечает, что если бы он нес все это сам, ноша его была бы весьма тяжела.
Почему же, в самом деле, Элазару, помощнику первосвященника, было заповедано тащить на себе всю эту ношу? В Мидраше сказано: «Элазар был почитаем – князь над князьями. Он увидел бывшую у него власть. Думаешь, поскольку он был великим, то оставлял другим нести сосуды, который мог нести сам? Ничего подобного – он сам их нес! Это учит тебя тому, что перед Всесильным нет места гордыне» (Бемидбар Раба 4:20). Элазар был готов унизить себя во славу Творца.
Мидраш восхваляет там также и танец царя Давида перед ковчегом завета. Он двигался со всей силой, хлопал в ладоши и прыгал на глазах всего народа Израиля. О себе он свидетельствовал: «Мне не стыдно было позориться перед Тобой во славу Твою!»
Так поступают все великие мудрецы Израиля, и так же должен делать каждый человек. Мидраш рассказывает: жил некогда человек, который стал сожалеть о том, что не читал Тору и не учил Мишну. Однажды он оказался в синагоге. Когда хазан дошел в молитве до освящения (Кдуша), тот человек крикнул во весь голос: «Свят, свят, свят Б-г Воинств!» Спросили его: «С чего это ты так кричишь?»
А он ответил: «Не удостоился я ни Писания, ни Мишны, а теперь, когда мне выпала возможность освятить имя Творца, разве не крикну я во весь голос, чтобы хоть немного утешиться?»
Рассказывают, что с тех пор не прошло много времени, как его назначили командующим над армией римского императора и комендантом всех крепостей в стране Израиля. Он построил город и стал аристократом, получил почести для себя и своих детей. Отсюда ты учишь, что не подобает человеку гордиться перед Всевышним.
Перед Творцом нечем гордиться – Элазар-коэн и Йеошуа бен Нун были служителями и оруженосцами во славу Его, и посмотрите, чего они достигли!
Все это верно и правильно, но следует добавить еще одну важную мысль. Писание говорит: «Шаббаты Мои соблюдайте и перед святилищем Моим трепещите, Я Б-г». В Гмаре говорится об этом следующее (Евамот 6 а): «Как в случае с соблюдением шаббата – не самого шаббата ты боишься, а Того, кто приказал соблюдать шаббат, так и в случае со святилищем – не его ты боишься, а Того, кто приказал его построить».
Отсюда можно выучить, что почтение к шаббату и почтение к храму имеют один и тот же смысл – славу Небес. А значит, и в отношении шаббата действует правило: «Нет места гордыне перед Всевышним», и награда за его соблюдение велика (Майян а-Шавуа).