Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Почему женщины освобождены от исполнения некоторых заповедей?

Все наши заповеди делятся на две категории — это действия, которые нам нужно выполнять («повелительные заповеди», например, верить в единство Бога, уважать родителей, соблюдать Шабат) и те, которые выполнять запрещено («запретительные заповеди», например, не убивать, не красть, не есть некошерное). 

Мишна говорит, что в случае повелительных заповедей  женщины обязаны следовать тем, которые не связаны с определенным временем, а в случае запретительных — исполнять почти(1) все, даже те, что со временем связаны. Получается, что в целом женщины освобождаются от всех заповедей, которые должны быть выполнены в определенное время, таких как, например, цицит, тфилин, чтение Шма, трубление в шофар, сукка, благословение на лулав и сфират ха-Омер.(2)

Важно отметить, что такое «освобождение» не равно запрету на исполнение этих заповедей и не призывает женщину максимально от них дистанцироваться. Да, большинство из них не являются обязательными для женщин, но если женщина того пожелает,(3) она может выполнить такую заповедь и получить за нее награду с Небес. И поэтому не редкость, что многие женщины принимают на себя заповедь чтения Шма утром и вечером, обязательно приходят послушать шофар в Рош ха-Шана, участвуют в трапезах в сукке и т.д.

Кроме того, это не всеобъемлющее четкое правило, поскольку существуют определенные заповеди с установленными сроками, которые женщины обязаны выполнять наравне с мужчинами. Например, женщины должны произносить сами или слушать произнесение кидуша в Шабат, хотя это явно заповедь с определенными сроками. Но почему? Объясняют мудрецы, что женщины обязаны соблюдать заповедь «не работать в Шабат», а поскольку и предписания, и запреты Шабата «были сказаны народу, который стоял как единый человек» во время дарования Десяти заповедей, женщины обязаны выполнять и все повелительные заповеди Шабата тоже.(4)

Так же женщины обязаны исполнять те связанные со временем заповеди, которые имеют отношение к некому важному историческому событию или чуду, частью которого они стали — это, например, заповедь вкушать мацу в Песах (которая ознаменовывает Исход из Египта) или такие установления мудрецов как законы праздников Ханука и Пурим.

При всем этом возникает вопрос: а почему вообще женщины освобождены от заповедей, связанных со временем?

У женщин есть другие важные обязательства

Один из самых распространенных ответов на этот вопрос заключается в том, что женщины часто несут на себе огромное количество семейных обязанностей, и было бы довольно нереалистично ожидать, что они смогут уделять должное внимание тем заповедям, которые должны быть соблюдены в установленное время. В еврейской традиции воспитание детей считается одной из самых возвышенных форм служения Всевышнему, потому что оно важно для продолжения существования Его народа и самой Торы.(5) И именно женщин Всевышний наделил качествами, жизненно необходимыми для воспитания детей.(6) Таким образом, поскольку женщины проводят гораздо больше времени, чем мужчины, занимаясь этим святым делом, они освобождаются от заповедей, связанных со временем.

Это приводит нас к следующему вопросу: а как насчет женщин, у которых нет семейных обязанностей — почему они тоже в освобождены от этих заповедей? Хотя некоторые могли бы ответить, что, если в Торе есть некое общее правило, оно применяется даже в тех случаях, когда причина, по которой оно существует, не актуальна, это было бы слишком простым объяснением. На самом деле существуют куда более глубокие причины, стоящие за этим исключением.

Женщины не нуждаются в этих заповедях

Есть мнение, что Тора не призывает женщин соблюдать связанные со временем заповеди, потому что в этом нет никакой необходимости. Женщины от природы обладают большим стремлением и энтузиазмом в том, чтобы быть ближе к Всевышнему, чем мужчины, которые подвергаются огромной опасности стать жертвами искушений, встающих перед человеком каждый день его жизни. Вера женщины в Бога крепче и безусловнее, чем вера мужчины. Соответственно, нет необходимости давать женщинам повторные напоминания, чтобы они оставались верными своему пути, и предостерегать их в моменты слабости.(7)

Однако, если бы это был момент исключительно веры и энтузиазма, напрашивается вопрос: должен ли исполнять эти эти заповеди человек, который является в высшей степени праведником или «верным пастухом», подобным Моше Рабейну, только лишь потому, что он мужчина? А как насчет женщин, которые не так уж возвышены в своих мыслях и не стремятся к Всевышнему? Нужно ли им тогда соблюдать связанные со временем заповеди? Действительно ли это правило установлено исключительно основываясь на качествах, которые свойственны большинству мужчин и большинству женщин?

Две половины одной души

Более глубокий взгляд на отношения мужчины и женщины может помочь нам прояснить этот вопрос.

Обсуждая сотворение первых людей, Тора описывает их не как две отдельные сущности, а как единое целое: «И сотворил Всесильный человека по образу своему, по образу Всесильного сотворил его, мужчину и женщину сотворил их».(8) Объясняя этот стих, Зоар говорит, что Божественный образ является ни мужчиной, ни женщиной по отдельности, но представляет собой их объединение.(9) Только через какое-то время Бог разделяет Адама на две отдельные сущности, и даже тогда мужчина и женщина не являются самодостаточными творениями. Они лишь половинки единого целого — не только душой, но и телом.

Рабби Ицхак Лурия (Святой Аризаль) объясняет, что мужчина и женщина — это два измерения одной души. Каждой отдельной душе поручено выполнение заповедей всей Торы. Ее мужской элемент, будучи воплощенным в этом мире в мужском теле, должен исполнять мужские заповеди Торы, а женский элемент души, воплощенный в женском теле, занимается реализацией женских заповедей. И так Аризаль объясняет, что «когда мужчина исполняет определенную заповедь [считающуюся мужской], женщине нет необходимости самостоятельно делать то же, потому что она уже участвует в его исполнении».(10)

Это относится даже к тем случаям, когда люди, в телах которых эти души воплощены, не вступают в брак друг с другом и не являются ченами одной семьи и даже не знакомы, поскольку изначально они были созданы частями единого целого и все еще ими остаются, просто каждая часть души работает по-своему.

Однако мы все еще не ответили на вопрос, почему на женской половине души нет обязательства исполнять заповеди, ограниченные временем.

Почему мы не можем поменять роли этих частей души и заставить женский элемент выполнить обязанности мужского? В чем существенная разница между этими двумя половинками, которая приводит к столь явным различиям в их миссиях и обязанностях в этом мире?

Опять же, нам нужно заглянуть глубже.

Женщины и Вневременность

Феномен половой принадлежности является ключевым элементом нашей вселенной. Почти везде, куда бы мы ни посмотрели, жизнь распространяется и поддерживается благодаря непрерывной череде встреч и объединений противоположностей. Тора, будучи «образом, по которому был сотворен мир», тоже содержит два противоположных полюса, которые встречаются и объединяются, чтобы наша реальность могла функционировать должным образом. В законах Торы мы встречаем синтез этих противоположностей в различных формах: вневременное и ограниченное по времени, общее и частное, постоянное и изменяющееся — это лишь некоторые удивительные парадоксы практической мудрости.

Когда Бог давал Моше Тору, Он сказал: «Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля…».(11) Разъясняя этот стих, Мидраш говорит, что обращение «дом Яакова» относятся к женщинам, а «сыновья Израиля» — к мужчинам. В стихе фактически сказано: «Представь общие принципы [Торы] женщинам и произнеси [их] точные особенности мужчинам».(12)

Другими словами, женская душа в большей степени связана с общими, необходимыми и вечными принципами благоговения и веры, как это видно на примере многих женщин, упомянутых в Торе, тогда как мужчины больше имеют отношение к деталям, конкретным законам, их частному применению во времени и пространстве.

Это различие между женщинами и мужчинами отражено и в той роли, которую родители играют в формировании личности своего ребенка. Само по себе еврейство, национальность, передается по матери, а более конкретные особенности, такие как принадлежность к колену, определенному религиозному течению и т.д., определяются отцом.

Некоторые еврейские мудрецы считают, что это и есть глубокое объяснение того, почему женщины обычно освобождены от заповедей, связанных со временем. Женщины в большей степени связаны с общими аспектами заповедей, с этими основными изначальными моментами, которые не загнаны в границы времени. Поэтому они, как правило, должны соблюдать только запретительные заповеди этой категории, а также повелительные, которые временем не ограничены.

Точно так же, как когда-то в заслугу праведных женщин мы были спасены из Египта и получили Тору, так и окончательное Искупление произойдет именно благодаря ним.(13)

Так пусть же это случится в скором времени, в наши дни!


Сноски

  1. Исключение составляют запрет на стрижку бороды и пейс, а также закон о ритуальной нечистоте, полученной от контакта с трупом, который применим только к мужчинам.
  2. Мишна, Кидушин, 1:7.
  3. Однако есть некоторые повелительные заповеди с привязкой ко времени, такие как тфилин, которые среди женщин делать не принято даже на добровольной основе. 
  4. Талмуд, Брахот, 20б. Некоторые из заповедей, которые женщины должны были соблюдать, — это радоваться в праздники шалош регалим (Песах, Шавуот и Суккот), присутствовать при публичном чтении Торы царем, есть мацу в Пасах и смирять свои души в Йом Кипур (хотя фактически можно утверждать, что последняя из перечисленных заповедей на самом деле является запретительной заповедью).
  5. Орах Хаим, 4:49.
  6. См. Абуррахам, Биркат ха-Мицвот; Сефер Хасидим, 1011 (Мекицей Нирдамим); респонсум Игрот Моше, Орах Хаим, 4:49; респонсум Мишпитей Узиэль, 4, инъяним клалиим, 4.
  7. Комментарий рабби Шимшона Рафаэля Гирша на Ваикра, 23:43.
  8. Берешит, 1:27.
  9. Зоар, Книга I, 85б.
  10. Таамей ха-Мицвот, Паршат Берешит.
  11. Шмот, 19:3.
  12. Мехильта на Шмот, 19:3.
  13. Ялкут Шимони, Рут, 606.

Была ли эта информация полезной?

Да (1)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications