Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Лик Солнца и лик Луны

«И дай ему от величия своего».

Бемидбар (27:19)

В Гмаре мы учим (Бава Батра 75 а): «»И дай ему от величия своего» – но не все величие. Старцы того поколения говорили: «Лицо Моше – как лик Солнца, а лицо Йеошуа – как лик Луны. Горе тому стыду, гору тому позору!»». Рашбам прокомментировал это так: «В короткое время слава настолько уменьшилась. Ведь Йеошуа был пророком и царем, как Моше, но уже не мог достичь его славы».

В чем же на самом деле был стыд и позор? В трактате Сукка читаем (28 а): «Восемьдесят учеников было у старца Илеля. Тридцать из них были достойны того, чтобы на них снизошла Шхина как на Моше Рабейну, но их поколение не заслуживало этого». Выходит, поколение ограничивает уровень своих лидеров, как сказано (Эрхин 17 а): «Руководитель соответствует поколению».

Об этом и говорили старцы. Лицо Моше было подобны лику Солнца, поскольку он вел за собой «поколение знания». А лицо Йеошуа – как лик Луны. Его слава уменьшилась, так как его поколение не было достойно того, чтобы на их руководителя снизошла Шхина, как на Моше. Поэтому и горе тому стыду и позору. Но все это по-прежнему непонятно! Здесь кроется внутреннее противоречие. Ведь уже в начале говорится:

«И дай ему от величия своего» – но не все величие. Значит, сразу же в тот самый момент лицо Йеошуа уже было как лик Луны. Это произошло не из-за того, что его поколение было хуже. Просто таково было соотношение Моше и Йеошуа – как отношение Солнца к Луне, у которой нет своего света, но лишь тот, что она получает от Солнца. Зачем же тогда было горевать из-за поколения и говорить о стыде и позоре? Ведь это говорили «старцы поколения», которые, как объясняет Рашбам, видели и Моше, и Йеошуа. Значит, они сразу увидели, что лицо Йеошуа светилось как лик Луны. Зачем тогда говорить, что слава уменьшилась? Она вовсе не уменьшалась – она сразу была именно такой!

Но ответ, к сожалению, слишком хорошо нам известен. Если бы сразу все приняли, что Моше выступает в своей роли, а Йеощуа – в своей, что один как Солнце, а другой как Луна, то оба они были бы «двумя великими светилами», и нужно было бы слушать и принимать слова их обоих.

Но мы хорошо знаем человеческую натуру. Мы говорим о том, что уровень наших руководителей понизился, чтобы оправдать собственное нежелание подчиняться и слушаться их. Мидраш говорит на эту тему (Коэлет Раба 1:8): «»Поколение уходит и поколение приходит» (Коэлет 1:4). Пусть приходящее поколение будет для тебя таким же, как ушедшее. Не говори: «Был бы сейчас раби Акива – я бы читал перед ним, были бы раби Зейра и раби Йоханан – я бы учился у них». Твои современники и мудрецы твоего времени – такие же, как ушедшее поколение и как прежние мудрецы, бывшие до тебя». Но люди, к сожалению, готовы даже взять на себя стыд и позор и признать себя виноватыми в том, что у них нет великих руководителей в Торе, лишь бы иметь отговорку, чтобы не слушаться настоящих руководителей и не принимать на себя их наставления.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications