Вопрос:
Почему иудаизм разделяется на разные направления — хасидизм, литовское и т.п.? И все хотят только своих!
Ответ раввина:
Обоюдное уважение
Прежде всего хотелось бы заметить: несмотря на то, что в иудаизме есть много направлений, принципиальных различий между ними нет. У всех одни и те же основы веры и первоисточники. Разница лишь в «акценте», который преобладает в служении Творцу. И, конечно, каждый человек хочет находиться в привычной для себя среде. Но взаимное уважение между представителями различных направлений велико.
Так, к примеру, все хасиды придерживаются постановлений Мишны Бруры, автор которой – Хафец Хаим – принадлежал к литовскому направлению. В свою очередь, Хафец Хаим часто ссылается в своих трудах на постановления Шулхан Арух а-Рав — труд Алтер Ребе, основателя ХаБаДа.
Или еще такие примеры. Когда Ребе из Бельза женил единственного сына, самую почетную миссию – обряд кидушин (посвящение) – совершал рав Шах, представитель литовского направления.
Во многих крупных ешивах — например, «Мир», «Поневеж», учатся вместе представители разных направлений.
И все же…
Но, если существенных различий нет, почему существуют различные течения? И почему бы всем не объединиться и не следовать чему-то одному?
Чтобы ответить на этот вопрос, приведу следующую историю.
Когда вождём Северной Кореи был Ким Чен Ир, к очередному дню его рождения готовилось грандиозное представление. В какой-то момент на большом стадионе тысячи людей должны были поднять плакаты так, чтобы вместе они составили портрет лидера страны. По какой-то причине, когда плакаты были подняты, общая картина оказалась неполной: в глазу президента зияла «дыра»: на стадионе не оказалось человека, державшего плакат со зрачком. Вождь был разгневан, организаторы и некоторые участники понесли наказание.
Подобно этому и в духовном плане: каждый из нас индивидуальность, и есть разные подходы к служению Творцу. У каждого своя роль и свой «рисунок на плакате». Благодаря этой разнице создается чудесная картина служения Всевышнему. Но если бы все представляли и делали одно и то же, то «картина» была бы невыразительной, монотонной, не представляющей особого интереса, а так она наполнена множеством смыслов, богатством чувств.
Вспомним, когда еврейский народ ходил по пустыне — каждый шёл со своим коленом, у каждого колена было своё знамя и своё место в общем строю, а когда останавливались, то и в стане – так было угодно Богу.
Безусловно, у нас есть много объединяющего, но и об особенностях не стоит забывать, поскольку именно в правильном сочетании того и другого — красота.