в

Почему тот, кто не молится в синагоге, называется «злым соседом»?

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

Наши учителя говорили, что каждый, у кого в городе есть синагога, а он не ходит туда молиться, называется «злым соседом».

Хафец Хаим удивлялся этому: «Хороший сосед обычно поддерживает дружеские отношения со своими соседями, а плохой портит им жизнь и затевает распри. Но если у человека вообще нет связи с соседями – он не дружит с ними и не враждует – зачем называть его злым соседом?» Он дает ответ с помощью примера, актуального для той эпохи. Хозяин дома сдавал в аренду комнаты другим семьям, но все они готовили еду в одной печи, которая принадлежала хозяину. Они топили печь, ставили внутрь кастрюли и закрывали их, чтобы сохранять тепло до завершения варки. «Хорошие соседи» старались поставить в печь свои кастрюли одновременно с кастрюлей хозяина. Они вместе закрывали их, и все варилось одновременно. Но был там и «плохой сосед», который не хотел считаться ни с хозяином, ни с другими жильцами. Он самостоятельно клал все продукты в свою кастрюлю и приносил ее к печи, когда она уже была растоплена во всю мощь. Остальным приходилось открывать печь для него, а тепло рассеивалось. Кастрюли остывали, и готовящиеся в них блюда портились. Все это происходило из-за эгоизма этого отдельного человека – он никак не хотел подстроиться под общие порядки.

То же самое и в вопросе молитвы. Когда евреи собираются в синагоги, чтобы молиться в миньяне, ангелы служения открывают для них врата небес и поднимают туда их молитвы. Все молитвы восходят вместе. Но когда человек молится в одиночестве, он похож на того самого «злого соседа», заставляющего их открывать для него отдельно врата небес и проводить наверх его молитву.

Гаон раби Залман Ротенберг, глава ешивы «Бейт Меир», рассказывал следующую историю. В молодости на время каникул я возвращался из ешивы в дом моего отца, который был раввином города Луна. Когда я пришел молиться, то был изумлен, увидев среди евреев в миньяне одного из богатейших людей города. Из-за своих бесконечных хлопот по торговым делам он всегда молился уединенно у себя дома. Я удивился: с чего вдруг он решил прийти и помолиться в миньяне? А тем более в миньяне главного раввина, который поздно собирался и долго вел молитву. Потом я увидел, что он оставляет в синагоге свои тфилин и талит, чтобы они дожидались его на следующий день.

Тогда я задал вопрос своему отцу, чтобы тот помог мне с разгадкой.

Отец сказал, что этот торговец пришел посоветоваться с ним из-за несчастья, обрушившегося на его голову. Из-за доноса против него было возбуждено уголовное дело. Его обвиняли в сокрытии налогов, и его ожидал штраф, который мог сделать его нищим, а также несколько лет тюрьмы. Мой отец сказал ему: «Я дам тебе письмо к моему учителю Хафец Хаиму. Мой отец в прошлом семь лет учился в Колеле Кодашим». Ты получишь его благословение и спасешься».

Торговец поехал в Радин и передал письмо. Хафец Хаим прочел его внимательно, промолчал и не дал никакого благословения. Торговец содрогнулся. Он понял, что его ожидает. Снял номер на постоялом дворе в Радине и решил не возвращаться в свой город, пока не получит благословение праведника. Он отодвинул все свои деловые встречи и сказал самому себе: «Лучше провести неделю в Радине, чем годы в тюрьме». И каждый день и молился за свою душу.

Прошло два дня, потом третий и четвертый. На пятый день Хафец Хаим обратился к нему с вопросом: «А что с молитвой в общине? Ты скрупулезно соблюдаешь этот закон?» Торговец разразился слезами и признался, что молится он в одиночестве из-за нехватки времени. Но теперь он обещает: с этого дня будет следить за тем, чтобы приходить в синагогу. Это станет для него непреложным законом! Хафец Хаим благословил его, и тот вернулся домой.

На судебном заседании он был полностью оправдан, и с тех пор он выполняет свое обещание.

Report

Проголосуйте:

Добавить комментарий

Спасение Б-жье – в мгновение ока

Почему так важно молиться на святых местах?