image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

«Ноах,  человек праведный, непорочен был на путях своих» (6:9).

Хотя Ноах жил в поколении грешников и злодеев, он хранил свою непорочность. Почему же он не приспособил свое поведение к обычаям своего поколения? Ведь о Яакове мы читаем (Мегила 13 б), что когда он приехал к Лавану в Харан, то солгал Рахели, будто является братом ее отца. На вопрос он ответил, что даже праведникам можно лгать, когда они стоят перед обманщиками, и это подтверждает стих:

«С чистым по чистоте его, а со строптивым – строптиво».

Почему же и Ноах не повел себя так же, по крайней мере, со своими современниками?

На этот вопрос отвечает Хатам Софер. Но чтобы понять его ответ, давайте послушаем историю.

Когда единственная дочь раби Сандера, известного господина, достигла брачного возраста, у сватов города началось волнение. Все хотели подыскать ей достойного жениха, поскольку ее отец непременно заплатит за это щедро. В то время упоминались многие имена учащихся, юношей с хорошей родословной, детей из уважаемых семей. Но всех их отвергла сама девушка, относившаяся ко всей этой теме со странной холодностью.

Решили позвать ее саму и спросить. К их удивлению, она сказала: «Мне жаль, дорогие родители, но не могу объяснить подробнее… Скажу лишь следующее: хотите моего счастья – скажите обо мне хорошее перед Хаимом Шломо, сыном раби Шимона, живущим напротив нашего дома!»

Лица родителей помрачнели. Хаим Шломо был отличным парнем, но вот его отец был никем иным, как обычным городским попрошайкой. «Разве можно себе представить, чтобы я, господин Сандер, породнился с этим нищим?» — недоумевал раби Сандер вслух. И тут же отвечал:

«Никогда! Не бывать такому!»

Но время шло, а дочь оставалась на своем. Она не хотела слышать ни о каком другом женихе и лишь повторяла: «Хаим Шломо или никто!» У нее стали появляться признаки депрессии и подавленности. Любящие родители решили: выхода нет, им придется отказаться от самоуважения и согласиться на брак с сыном попрошайки.

В тот же день позвали свата Гецеля в дом к раби Сандеру и попросили предложить его дочь в невесты сыну раби Шимона.

Но здесь Гецеля ждал сюрприз. Когда он высказал перед раби Шимоном это предложение, расхваливая невесту, тот ответил полным отказом. «Иногда, — сказал он, — между супругами бывают ссоры. А мне только этого не хватало: чтобы во время ссоры жена моего сына стала кричать на него: «Кто ты такой вообще?! Сын попрошайки!»»

Но в виду всех уговоров и настойчивости он взвесил все еще раз и предложил: «Есть у меня идея… Если раби Сандер согласится в течение года ходить со мной по соседним поселкам и собирать подаяния, я благословлю этот брак».

Услышав такое, раби Сандер ощутил гнев и стал негодовать на раби Шимона в самых суровых словах. Но состояние дочери лишь ухудшалось, и он понял, что если   ее жизнь дорога ему, придется принять это унизительное предложение. Чего только не сделаешь ради любимой дочери…

Так в один прекрасный день раби Сандер обнаружил себя одетым в нищенские лохмотья и шагающим рядом с раби Шимоном по поселкам округи. Вначале это состояние было для него нестерпимым. Он ощущал стыд, который жег ему душу и разрушал все лучшее в сердце. Но спустя некоторое время, он привык и в итоге даже почувствовал себя старым и опытным попрошайкой.

Прошел год. В последний день к вечеру раби Шимон обратился к раби Сандеру: «Заканчивается год, о котором мы условились. Давай подкрепимся, и можно будет вернуться в наш город, где мы договоримся о браке наших детей». В его удивлению, раби Сандер равнодушно пожал плечами: «Не понимаю, куда так спешить… тут рядом есть еще синагога, где молятся 30 человек. Можно зайти и собрать несколько монет, жаль упускать возможность».

Ко всему в жизни человек привыкает, даже к собиранию милостыни. Теперь можно понять ответ Хатам Софера на наш вопрос. Яаков приехал в Харан на ограниченное время, а Ноах всю жизнь прожил рядом с испорченными и злыми людьми. Он знал, что если примет их повадки, даже только во внешнем проявлении, есть опасение, что в итоге это на него повлияет, и он проникнется этими порочными качествами. Вот почему в общении со своими современниками Ноах продолжал оставаться «непорочным праведником», ни в чем себе не изменяя, чтобы гарантировать, что останется таким и впредь и что их поведение не повлияет на него.

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Добавить комментарий

Не возвращайся к ошибкам Ноаха

Обзор по недельной главе Ноах