«Ходил народ и собирал»
Шмот (11:8)
Наступило утро, солнце взошло над станом Израиля в пустыне. Занавесы шатров были подняты, и счастливчики обнаружили ман возле входа: в кристаллических коробках, упакованных в ледяную росу, омер на человека. Другие, испытывая смущение, вышли искать его. Не очень приятно, когда все видят, что ты не числишься среди праведников… Они вышли за пределы стана, и там их ждали средние порции. А были и те, кто даже этого не удостоился, и вынуждены были блуждать, пока не нашли его (Трактат Йома, 75). Но одно было для всех одинаково: все собирали и все получали свои порции, с большим или меньшим усилием. Кроме тех, кто сидел в своем шатре, сложа руки – они остались голодными. Их порции растаяли: «А когда пекло солнце, он таял» (Бешалах, 16:21).
Собирающие могли справедливо сказать о себе: пришли, потрудились и нашли. Но действительно ли правильно было так говорить? Да, они должны были потрудиться, чтобы собрать ман. Но в Мехильте говорится: «Сказали Моше и Аарон сыновьям Израиля: пока вы лежите в своих постелях, Святой, благословен Он, дает вам пропитание». То есть, Святой, благословен Он, заранее готовил ман, каждому его порцию – но даже после этого нужно было потрудиться, чтобы найти его и собрать.
Чтобы объяснить это, приведем рассказ из Гмары, произошедший в реальности. Бедняк пришел к Раве. Тот приветливо принял его и спросил: «Что хочет отведать твое сердце?» Ответил бедняк: «Жирную курицу и старое вино», не менее того… Удивился Рава: «Как ты можешь позволить себе такую еду?» Ты ведь не богач и питаешься за счет общества, как же ты приучаешь себя к таким наслаждениям? Ответил бедняк: «Разве за счет общества я наслаждаюсь? За столом Святого, благословен Он, я ем». И добавил: «Разве не сказано “глаза всех к Тебе устремлены, и Ты даешь им пищу их в его время”» (Теилим, 145:15). Не сказано «в их время», но сказано «в его время», а это учит нас, что каждому дает Святой, благословен Он, еду в его время. Вдруг – пришла гостья. Сестра Равы, с которой он не встречался уже тринадцать лет. И не с пустыми руками, а принесла жирную курицу и старое вино… Сказал Рава: «Что это? (Объяснил Раши: что вдруг случилось. Я не привык, что моя сестра приходит с курицей и старым вином). Ответила она: ты говоришь слишком много. Встань, поешь»…
Чудесный рассказ, история из жизни. Разумеется, что появление сестры, пришедшей точно вовремя с заказанной едой, доказывает, что мы питаемся за столом Творца благословенного. Но как случилось, что сестра не приходит к брату, главе поколения тринадцать лет? Можно предположить, что она жила далеко, день-два ходьбы, кто знает. Если так, то когда же она вышла из дома, чтобы, наконец, навестить почитаемого брата? Вчера? Позавчера? В любом случае, задолго до того, как бедняк пришел к Раве, и тот спросил, что он хочет поесть.
И что мы видим? Что Сверху заботятся о его еде – знают, куда ее направить, куда послать курицу и вино, где он будет находиться во время трапезы…
Это взгляд Торы, это истинный взгляд, это мы провозглашаем, когда читаем благословение после еды: «Ибо Он Б -г, питает и обеспечивает каждого, и приготавливает пищу каждому творению, которое сотворил»… Да, наложена на нас обязанность трудиться ради пищи – за наши грехи, как сказано: «ухудшились наши дела и отобрано наше пропитание» (Мишна, конец трактата Кидушин). Однако если мы получаем что-то – значит, это было приготовлено заранее!